Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Самообразование

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 «БЕЛЫНКОВИЧСКИЙ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЯСЛИ-САД – СРЕДНЯЯ ШКОЛА КОСТЮКОВИЧСКОГО РАЙОНА»

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ»

 

 

 

Венцкевич Роман Чеславович,

учитель истории

первой квалификационной категории

контактный телефон +375 29 2650570

e-mail: rvenczkevich@mail.ru

 

 

 

Информационный блок

Тема опыта. Использование историко-краеведческого компонента на уроках истории Беларуси в формировании исследовательских умений учащихся.

Актуальность опыта. Изучая историю своей страны, невозможно не опираться на исторические источники, факты и артефакты, архивные материалы местного значения. В ходе изучения программного материала особое значение приобретает освещение исторических событий в Беларуси через информационные данные о том, что происходило в конкретной местности. В таком случае учащиеся погружаются в крупнейшие исторические события, отражённые в знакомой им обстановке.

В процессе педагогической деятельности я понял, что формирование исследовательских умений через использование историко-краеведческого компонента на уроках истории Беларуси более действенное. Исследовательская деятельности с использованием историко-краеведческого компонента существенно повышает мотивацию и интерес к изучение предмета, причем она осуществляется не ради получения положительной оценки. В большинстве случаев учащиеся мало знают об истории родного района, деревни, семьи, известных земляках.

Использование на уроках истории Беларуси историко-краеведческого компонента стало средством решения этих проблем. Тем более что в деревне Белынковичи созданы благоприятные условия для изучения истории и культуры родного края: функционирует школьный историко-краеведческий музей, имеются памятники истории и культуры, развитая историко-культурная среда.

Таким образом, моё стремление к формированию исследовательских умений учащихся через использование историко-краеведческого компонента на уроках истории Беларуси и желание создать такие условия, в рамках которых решались бы указанные проблемы, и обусловили выбор темы моего опыта.

Цель опыта: формирование исследовательских умений учащихся посредством использования историко-краеведческого компонента на уроках истории Беларуси.

Задачи опыта:

проанализировать теоретические основания использования историко-краеведческого компонента на уроках истории Беларуси для формирования исследовательских умений учащихся;

определить эффективность форм, методов, приёмов и средств обучения при его использовании на уроках истории Беларуси, создать систему их  использования на уроках и банк данных, заданий исследовательского характера по истории родного края;

проанализировать результативность работы и определить эффективность использования историко-краеведческого компонента в формировании исследовательских умений учащихся на уроках истории Беларуси.

Работа над опытом была начата в сентябре 2015 года и продолжается до настоящего времени. За это время мною была изучена и систематизирована литература по теме, посещались семинары, проводилось анкетирование учащихся; были подобраны и разработаны наиболее эффективные формы и методы работы, демонстрировался и пропагандировался опыт по использованию потенциала историко-краеведческого компонента.

2. Описание  сущности и технологии опыта

Ведущая идея опыта: использование потенциала историко-краеведческого компонента в процессе обучения истории Беларуси способствует формированию у учащихся исследовательских умений.

Сущность опыта. Историко-краеведческий компонент позволяет учащимся сформировать навыки самостоятельной познавательной деятельности, содействуют формированию исследовательских умений. Учащиеся, используя материалы по истории родного края, в том числе исследовательского характера, приобретают определённую систему знаний, умений и навыков, которые позволяют решать различные познавательные проблемы; они могут в дальнейшем самостоятельно определять цели, ставить задачи и находить средства достижения результата; анализировать, отбирать необходимый материал.

Реализация образовательной программы учебного предмета «История Беларуси» невозможна без историко-краеведческого компонента в процессе обучения истории Беларуси. Соответственно, при правильно организованной работе по включению историко-краеведческого компонента в процесс обучения учащиеся начинают осознавать необходимость в изучении предмета, так как изучение родного края способствует прочному усвоению исторических знаний нашей страны, придаёт ей неповторимость. Развивается желание и самостоятельность в поиске необходимой информации, на уроках появляется стабильная активность, добросовестность при выполнении домашнего задания, повышается результативность, возникает интерес исследовать малоизученные страницы истории малой родины.

В процессе своей педагогической деятельности я изучил и опирался на идеи А. А. Корзюка, изложенные в пособии для педагогов «Арганізацыя краязнаўчай работы пры вывучэнні гісторыі Беларусі ў сярэдняй школе» [2]. Автор раскрывает суть использования исторического краеведения, его предмет и задачи, рассматривает методические пути организации краеведческой работы при изучении истории Беларуси, даёт практические рекомендации по использованию историко-краеведческого компонента в урочное и внеурочное время.

Интересные и познавательные статьи М. А. Станиславович «Краеведческая работа: от любознательности к научному поиску» [3], Л. А. Горбацевич «Использование краеведческого материала на уроках истории Беларуси» [4], опубликованные в журнале «Гісторыя і грамадазнаўства», помогли мне обозначить круг педагогических проблем, требующих решения. Книга Н. И. Запрудского «Современные школьные технологии-3» [5] способствовала систематизации мною элементов эффективных педагогических технологий.

Данные научные публикации и моя педагогическая практика позволили мне определить эффективные формы, методы, приёмы и средства обучения, которые способствуют формированию у учащихся исследовательских умений в процессе использования потенциала историко-краеведческого компонента при изучении истории Беларуси.

Я считаю, что важность применения историко-краеведческого компонента при изучении предмета заключается в том, что он предоставляет учащимся возможность для формирования ценностно-мировоззренческих ориентаций, помогает осознанию ими идей патриотизма, гражданственности и гуманизма, способствует социализации личности, развивает желание исследовать и познавать малоизвестные страницы истории.

Работой по формированию исследовательских умений учащихся 6–11 классов посредством использования историко-краеведческого компонента я занимаюсь в урочное и внеурочное время.

При подготовке уроков и включения в их содержание историко-краеведческого компонента я определяю его характер и содержание, которые должны соответствовать учебной программе, возрастным и психологическим особенностям учащихся при изучении отдельных разделов и тем по истории Беларуси.

Местный материал используется для проведения урока «Наш край» или может стать его отдельным элементом на любом этапе. Это проверка домашнего задания, изучение нового материала, проверка знаний или закрепление изученного (Приложение А). На изучение истории родного края я выделяю до 5 % учебного времени, не более, так как учащиеся не успеют в полном объёме изучить программный материал. Урок будет малоэффективен, если на изучение истории малой родины вообще не уделить времени. Поэтому я предусматриваю, чтобы учащиеся смогли полноценно усвоить материал программы и в то же время, чтобы у них сформировалась необходимая система знаний о родном крае: основные этапы становления, особенности развития, место и значение в истории государства. При проведении уроков с использованием историко-краеведческого материала активизирую деятельность учащихся, пробуждаю их интерес к изучению истории малой родины при помощи исследовательской деятельности (Приложение Б).

Какие же формы я применяю? При изучении тем по истории Беларуси в 6–8 классах я создаю игровые ситуации, организовываю заочные путешествия и экскурсии, которые позволяют глубже погрузиться в мир истории нашей страны, вызывают интерес, способствуют стремлению узнать новые, дополнительные факты. Для формирования исследовательских умений при закреплении, повторении и обобщении изученного материала использую кроссворды, ребусы, загадки и познавательные задания, включающие в себя историческую информацию местного значения.

При изучении тем программы по истории Беларуси в 9–11-х классах я предусматриваю изучение не только основного материала по темам, но и включаю информацию о развитии внешней и внутренней политики, экономики, культуры, социальной сферы в Костюковичском районе, используя историко-документальную хронику «Память» Костюковичского района. Урок предусматривает решение познавательных заданий четырьмя группами: 1-я, «теоретики», должны найти в книге «Память» ответы на поставленные вопросы и передать их своими словами; 2-я, «корреспонденты», получает задания на карточках, отбирает по системе вопросов краеведческий материал, выделяя главные мысль и идею; 3-я, «статистики», делают сравнение, сопоставляют факты и примеры развития региона с тем, что написано в учебнике по данной теме; 4-я, «креативщики», получают задание с проблемной ситуацией (с ошибками в тексте, решение исторических задач,  с необходимостью подобрать дополнительный материал по истории родного края). Распределение ролей позволяет максимально проявиться учащимся с разными способностями, способствует пробуждению интереса к исследовательской деятельности.

В рамках учебной программы по истории Беларуси, которая предусматривает проведение уроков «Наш край», заранее разрабатываются темы (на мой выбор или по желанию учащихся) (Приложение В). Актуальным при подготовке и проведении уроков является метод проектов. Учащиеся, начиная с 6 класса, готовят информацию (определяют цель, задачи, структуру проекта, занимаются подбором и изучением материалов по теме, составляют план, разрабатывают презентацию). Например, получают задание: подготовить выступление об известной личности, событии, а затем я организовываю дискуссию. Учащимся нравится выступать в роли летописцев. Они составляют хронологию основных событий истории Отечества, подбирают иллюстрации, схемы, карты, рисунки, создают презентации и видеоролики.

Для достижения поставленной цели я провожу уроки в школьном краеведческом музее, созданном на базе нашего учреждения образования в 1981 году. Потенциал музея очень важен для решения задач исторического образования и выполнения школьной программы по изучению тем уроков «Наш край» (Приложение Г). При проведении уроков в музее я использую следующие методические приёмы: сравнение, обобщение, сопоставление фактов, знакомство с различными точками зрения историков на один и тот же вопрос, решение проблемных заданий, создание проектов. Экспонаты, которые хранятся в школьном музее, учащиеся могут увидеть и потрогать, погрузиться в мир прошлых эпох, что в свою очередь формирует у них познавательный интерес, желание узнать больше, исследовать ту или иную тему, познакомиться с известной личностью.

При изучении темы в 6 классе «Начало использования металлов на белорусских землях» урок в музее первоначально носит ознакомительный характер, но с постановкой проблемного вопроса «Почему люди сначала использовали медь и олово, а не железные руды?» возникает мотивация к детальному изучению темы предмета. Учащиеся рассматривают орудия труда,привлекают свои прошлые знания и, пусть и небольшой, социальный опыт, делают выводы.

Богатая и уникальная история нашего района даёт широкие возможности для исследовательской деятельности учащихся и во внеурочное время. При сборе информации об известных людях, соседях, памятниках истории и архитектуры нашего города и близлежащих деревень учащиеся оказываются причастными к важнейшим историческим событиям. Для формирования умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышения их знаний при музее создан актив музея, куда входят обучающиеся, которые проявляют интерес к истории родного края. Большинство из них являются активными исследователями. Многие работы моих учащихся из числа актива музея были удостоены наград на различных уровнях (Приложение Е). Наиболее эффективными педагогическими приёмами, применяемыми мной в процессе исследовательской деятельности с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, являются: мини-исследование и его защита (6–7-й классы), подготовка сообщений, анализ исторических документов, учебное исследование и его защита (8 класс), работа с архивными материалами, участие в поисковой работе, написание исследовательских работ (9–11-й классы) .

Во внеурочное время в школьном музее проводятся встречи с интересными людьми (ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, писателями), конференции, экскурсии, викторины. Учащиеся 10–11-х классов пробуют снимают короткометражные фильмы и видеоролики, разрабатывают экскурсии по музею, которые я использую на уроках.

3. Результативность и эффективность опыта

Эффективность формирования исследовательских умений учащихся через использование историко-краеведческого компонента на уроках истории Беларуси я определяю по таким критериям как: результативное участие в различных конкурсах интеллектуальной и историко-краеведческой направленности, в исследовательских конференциях, общественной жизни школы, а так же в активной помощи по сбору материалов для школьного музея. Показатели эффективности формирования исследовательских умений и навыков учащихся  как результат моей работы в соответствии с выработанными критериями отражены в таблицах 1–4 (Приложение Д).

Таким образом, после введения в работу на уроках истории Беларуси историко-краеведческого компонента активнее начали формироваться исследовательские умения учащихся, повысился интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом.

Заключение

Накопленный мною опыт позволил сделать следующие выводы:

1. Использование историко-краеведческого компонента на уроках истории Беларуси способствует формированию у учащихся исследовательских умений: определять цель, предмет, объект исследования, выдвигать гипотезы, ведущие идеи, работать с необходимой литературой по теме исследования,  отбирать нужную, анализировать, систематизировать, обобщать изучаемый материал, делать выводы, правильно оформлять и презентовать свою работу, готовить устные выступления и мультимедийные презентации, развивать и совершенствовать речевые навыки, навыки риторики и полемики, грамотно отвечать на вопросы и задавать их.

2. При подготовке к урокам учащиеся стали чаще обращаться к дополнительным источникам, находить и анализировать исторический краеведческий материал, активнее работать на уроках.

3. При выборе темы исследовательской работы учащиеся стали более самостоятельными, повысилось количество желающих участвовать в исследовательской деятельности.

4. Использование историко-краеведческого компонента способствует развитию познавательной активности, отсутствию пассивности на уроке, включению в различные виды деятельности. Учащиеся стали активнее участвовать в различных конкурсах, овладели необходимыми методами исследовательской деятельности, которые позволяют формировать нравственные и гражданские позиции. А это, в свою очередь,  соответствует социальному заказу государства на выпускника учреждения образования.

Мой опыт является ценным не только для меня, но и для других педагогов. Это подтверждается тем, что использованные в нём формы, методы, приёмы и средства обучения при оптимальном сочетании и применении способствуют развитию исследовательских умений учащихся, повышают продуктивность работы в урочное и внеурочное время. Опыт полезен как для начинающих, так и для опытных педагогов, которые могут творчески использовать его ведущую идею. Он имеет следующие условия: доступность, системность, транслируемость, любой педагог может использовать его под себя.

Опытом работы я делился на школьных и районных учебно-методических объединениях учителей истории. С 2019 года являюсь активным участником Международно-практических конференций «Копытинские чтения - 3», «Копытинские чтения - 4», принимал участие в Московской международной конференции высшего педагогического мастерства. Являюсь победителем II Международного научно-методического конкурса в г. Петрозаводске «Педагогическое призвание».

Планирую совершенствовать свой опыт, продолжить подбор практического краеведческого материала для работы на уроках истории Беларуси с целью совершенствования исследовательских умений учащихся.

  

Список использованных источников

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. № 243-З : Принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011 – 400 с.

2. Корзюк, А. А. Арганізацыя краязнаўчай работы пры вывучэнні гісторыі Беларусі ў сярэдняй школе / А. А. Корзюк. – Мазыр : Белы вецер, 2015. – 98 с.

3. Станиславович, М. А. Краеведческая работа : от любознательности к научному поиску / М. А. Станиславович // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2013. – № 4. – С. 35–39.

4. Горбацевич, Л. А. Использование краеведческого материала на уроках истории Беларуси  / Л. А. Горбацевич // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2013. – № 10. – С. 48–56.

5. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии-3 / Н. И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2017. – 256 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Фрагмент дидактического сценария урока в 6 классе

по истории Беларуси.

Тема: «Расселение славян».

 Цель урока: формирование у учащихся общего представления о расселении славян посредством использования историко-краеведческого компонента.

Задачи урока:

- знать определение понятий: князь, дружина, вече, язычество; функции князя, вече, военного ополчения; время появления славян на белорусских землях и землях Костюковщины;

- уметь локализовать на исторической карте прародину славян; объяснять пути происхождения славян и процесс образования крупных объединений племен.

Тип урока: комбинированный.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: учебное пособие по истории Беларуси для 6 класса, материалы, подготовленные учащимися: фотографии и иллюстрации по истории древней Костюковщины, видеофильм «От персидского царя до Костюкович».

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Этап проверки выполнения домашнего задания в виде устного опроса и теста.

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий (опорный конспект, исторические источники). Включение историко-краеведческого компонента. Выступление учащихся по теме «Занятия и верования жителей древней Костюковщины», просмотр видеофильма «От персидского царя до Костюкович», ответы на вопросы: В каком веке появились люди на Костюковичской земле? Особенности расселения? Кто руководил изучением курганных могильников на территории деревни Белынковичи?

5. Этап первичной проверки понимания изученного

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий: работа в группах (приём «Битва эрудитов»), обсуждение и исправление ошибок.

7. Этап подведения итогов занятия и рефлексии (продолжи фразу: я сегодня узнал, что …, открыл для себя то, что …, мне понравилось на уроке …, мне было непонятно на уроке …, я хотел бы узнать…).

8. Этап постановки и осмысления домашнего задания: § 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Включение местного историко-краеведческого материала

в уроки истории Беларуси (6-11-й классы)

 

Класс

Раздел, тема урока

Содержание краеведческого материала

Формы, методы, приёмы, средства обучения

6

 

Раздел I Белорусские земли в древнейшие времена и Раннем средневековье. Тема: Древнейшие люди на белорусской земле

Первые люди на Костюковщине на основе книги «Память»

Рассказ учителя с использованием видеофильма.

6

Раздел I Белорусские земли в древнейшие времена и Раннем средневековье. Тема: Расселение славян

История курганных могильников в деревне Белынковичи

Учебная экскурсия к курганному могильнику д. Белынковичи

7

Раздел I Белорусские земли в первой пол. XVI в. Тема: Хозяйственное оживление

История местечка Белынковичи и основные направления ремесленного производства

Самостоятельная исследовательская работа учащихся с историческими документами

8

Раздел I. Белорусские земли в конце XVIII – середине XIX в. Тема: Положение белорусских земель в составе Российской империи в конце XVIII – начале XIX в.

История и причины появления евреев на Костюковщине и местечке Белынковичи

Рассказ учителя с использованием мультимедийной презентации.

8

Раздел II. Белорусские земли во второй половине XIX — нач. ХХ в. Тема: Промышленное развитие и состояние городов в 60-е гг. XIX - нач. XX в.

Соотношение мелкого, мануфактурного и фабричного производства на Костюковщине на основе книги «Память» и материалов школьного краеведческого музея

Самостоятельная исследовательская работа учащихся

9

Раздел I. Октябрьская революция в России и становление белорусской государственности. Тема: Оформление белорусской национальной государственности на советской основе

История становления советской власти в деревне Белынковичи в воспоминаниях и фотографиях

Учебная экскурсия в школьный историко-краеведческий музей

9

Раздел III. Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Тема: Начало Великой Отечественной войны

История обороны Костюковичского района и деревни Белынковичи

Учебная экскурсия на место бывшего военного госпиталя, возложение цветов на братскую могилу красноармейцев погибших в 1941 году

9

Раздел III. Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Тема: Развертывание народной борьбы против немецко-фашистских оккупантов

История партизанского отряда «За Советскую Беларусь», 2-й и 5-й Клетнянских бригад

Учебная экскурсия в школьный историко-краеведческий музей

9

Раздел III. Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Тема: Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков. Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией. Участие БССР в основании ООН

Освобождение Костюковщины осенью 1943 года. Боевой путь 269 стрелковой дивизии

Учебная экскурсия в школьный историко-краеведческий музей

11

Раздел I. БССР во второй пол. 1940-х - первой пол. 1950-х гг. Тема: Преодоление последствий войны. Выход на новый уровень развития

Записи воспоминаний родственников

Сообщения учащихся

11

Раздел II. БССР во второй пол. 1950-х – 1980-е гг. Тема: Литература

Записи материалов воспоминаний о поэтах, писателях выпускниках школы (Василий Хомченко, Алесь Письменков, Александр Бардовский, Любовь Легчилова и другие)

Сообщения учащихся

11

Раздел II. БССР во второй пол. 1950-х – 1980-е гг. Тема: Изобразительное, театральное и музыкальное искусство

Знакомство с творчеством художника Бархаткова Антона Стефановича

Учебная экскурсия в школьный историко-краеведческий музей

11

Раздел III. Становление и укрепление государственного суверенитета Республики Беларусь. Тема: Внешняя политика Республики Беларусь

Выпускники школы – политические деятели Республики Беларусь (Бурский Виктор Иванович – посол РБ в Польше, Григорьев Владимир Викторович – посол РБ в РФ)

Рассказ учителя с использованием мультимедийной презентации. Работа с материалами школьного историко-краеведческого музея

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Примерная тематика уроков «Наш край»

Класс

Тема

Тематика урока

 6

Наш край «С древнейших времен до конца XV в.»

Первые жители Костюковичской земли

Хозяйственное развитие Костюковщины

 7

Наш край во второй половине XVI – XVIII в.

Ремесленное производство Костюковщины

История местечка Белынковичи

 8

Наш край во второй половине XIX – начале XX в.

Бытовая культура родного края

На переломе эпох

9

Наш край в 1917 г. – начале XXI в.

С новой властью – к лучшей жизни!

Огненные берега Беседи

Колхозное строительство

10

Наш край «С древнейших времен до конца XVIII в.»

Жизнь сельского населения во второй половине XVI—XVIII вв.

11

Наш край во второй половине 1940-х гг. – начале XXI в.

Восстановим родной край!

Известные земляки

Наши выпускники на международной арене

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Дидактический сценарий урока «Наш край в 1917 г. – начале XXI в.» в 9 классе. Тема: «Огненные берега Беседи»

Место проведения: Белынковичский историко-краеведческий школьный музей.

Цель урока: ознакомление с героизмом советских партизан и подпольщиков на оккупированной территории Костюковичского района в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

Учащиеся по результатам освоения нового материала будут

знать: основные события из истории народной борьбы против немецко-фашистских захватчиков на территории района и даты; фамилии руководителей партизанских отрядов и подпольных групп.

уметь: характеризовать исторические события и явления в 1941 – 1943 гг. с использованием материалов краеведческого музея, выдержек из исторических документов.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма: урок-путешествие.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: презентации, учебные сообщения, экспонаты краеведческого музея, музыкальное сопровождение.

Ход урока

  1. Организационный этап.  Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок, говорит о теме урока и предстоящей работе по освоению нового материала.

Говорит о том, что урок будет проведен в форме путешествия в прошлое и предлагает учащимся пройти по нескольким маршрутам.

Представляет их:

1. Познакомиться с зарождением партизанского движения на Костюковщине.

2. Узнать историю отряда «За Советскую Беларусь».

3. Познакомиться с боевыми действиями 2-й особой Клетнянской партизанской бригады.

 4. Узнать о боевом пути 5-й Клетнянской партизанской бригады.

Класс делится на 2 команды – «теоретики» и «практики» и отправляется в путь. Использую такой прием, как закрытие глаз перед каждым новым маршрутом (звучит фоновая музыка). Учащиеся прибывают на 1-й маршрут.

Маршрут № 1. «Зарождение партизанского движения на Костюковщине». 

«Теоретики» знакомят  учащихся с заранее подобранным материалом. Демонстрируют презентацию.

Задание для «практиков» - «Восстанови документ». Учитель вводит учащихся в суть проблемы и говорит о том, что со временем документы портятся. Время не пощадило и наш документ. Предлагает  учащимся его отреставрировать.

Документ: С осени (1941) года начинается борьба с (немецко-фашистскими) захватчиками на Костюковщине. Рядом с деревней Трусок зародился партизанский отряд («За Советскую Беларусь»), деревня (Белынковичи) была укреплённым пунктом немцев, так как располагалась на железнодорожной ветке (Кричев – Унеча), которая отыгрывала важную роль в обеспечении войск вермахта. Жители деревни Белынковичи и прилегающих деревень оказывали активную помощь (партизанам и подпольщикам).

Учитель оценивает работу, благодарит  учащихся и предлагает отправиться  на следующий маршрут.

Маршрут № 2. «Отряд «За Советскую Беларусь». «Теоретики» знакомят учащихся с подобранным материалом об отряде «За Советскую Беларусь» с презентацией.

Задание для «практиков» – приём «Капкан времени». Учитель поочерёдно подносит учащимся мешочек, из которого они извлекают листок с вопросом, на который должны ответить индивидуально. Если учащийся не справляется со своим вопросом, то на помощь ему приходит «теоретик». Учитель осуществляет координационную, контролирующую и оценочную деятельность. Примерные вопросы: Когда началось формирование отряда «За Советскую Беларусь»? Какие партизанские группы стали основой для его создания? По каким причинам отряд покинул территорию Беларуси? В состав какого партизанского формирования отряд вошел в дальнейшем?

Учитель: оценивает работу, благодарит  учащихся.

Физкультминутка

Далее учитель предлагает отправиться  на следующий маршрут.

 Маршрут № 3. «2-я особая Клетнянская партизанская бригада».

«Теоретики» зачитывают подобранный материал с презентацией.

Задание для практиков – «Битва эрудитов». Учащиеся делятся на 2 команды, составляют ряд вопросов и задают своим соперникам. Учитель осуществляет координационную, корректирующую и оценочную деятельность. Примерные вопросы: В каком месте зародилась бригада? Почему у неё такое название? Что значило в названии слово «особая»? Кто был командиром? Кто руководил операцией по подрыву моста у деревни Белынковичи весной 1943 года? Какую военную хитрость использовали партизаны?

Учитель: оценивает работу, благодарит  учащихся и предлагает отправиться на следующий  маршрут.

Маршрут № 4. «5-я Клетнянская партизанская бригада».

«Теоретики» зачитывают подобранный материал с презентацией.

Задание для «практиков» - «Дневники тайн». Под музыку учащиеся передают дневник. На ком остановилась музыка, тот должен назвать имя командира отряда, комиссара, начальника штаба. Если учащийся не справляется с заданием, он выбывает. Учитель осуществляет координирующую, контролирующую и оценивающую деятельность.

Учитель благодарит учащихся за выполнение задания, проводит физкультминутку (звучит музыка), предлагает вернуться к началу маршрута.

Рефлексия. «Древо славы». Предлагает учащимся выбрать звезду (красная – хочу узнать больше о истории партизанского движения родного края, жёлтая – мне было интересно узнать о партизанском движении родного края, синяя – надо поработать над знаниями о родном крае) и разместить на дереве. Красную – вверху, жёлтую – на стволе дерева, а синюю – внизу.

Подведение итогов. Выставление и комментирование отметок за урок. Оценка может быть устной, словесной – вы молодцы, я доволен, я хотел бы поблагодарить, особенно отметить…Благодарит учащихся!

Этап постановки и осмысления домашнего задания: подготовиться к уроку итогового обобщения по разделу III«Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн».

 ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Результативность и эффективность опыта

Таблица 1. – Количество разработанных методических материалов

Год

Уроки

Внеклассные

мероприятия

2015

5

6

2016

7

8

2017

8

9

2018

11

12

2019

12

16

2020

17

18

Таблица 2. – Результаты анкетирования, показывающие повышение мотивации учащихся 6-11-х классов (30 человек) к занятию исследовательской деятельностью

Год

Проявляют низкий интерес

Проявляют ситуативный интерес

Проявляют повышенный интерес

2015

13

14

3

2016

11

15

4

2017

10

15

5

2018

9

16

5

2019

7

17

6

2020

6

17

7

Таблица 3. – Участие в конкурсах интеллектуальной и историко-краеведческой направленности, конкурсах исследовательских работ и конференциях

 

Год

Участники школьной конференции и конкурсов

Призеры школьной конференции и конкурсов

Участники школьной конференции и конкурсов

Призеры районной конференции и конкурсов

2015

3

3

3

1

2016

4

4

4

1

2017

5

5

5

2

2018

6

6

6

4

2019

7

7

7

6

2020

8

8

8

6

 

Таблица 4 – Участие в общественной жизни школы

Год

Количество учащихся

Участники проведения экскурсий

Участники различных акций

Участники соревнований и конкурсов разных уровней

2015

12

2

14

6

2016

14

3

17

7

2017

16

4

20

7

2018

17

5

21

8

2019

17

6

22

8

2020

19

7

23

9


 ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Достижения, учащихся школы

Год

Название

конкурса

Районный этап

Областной этап

Международные конкурсы

2015

Районный этап исследовательских работ

3

 

 

2016

Районный этап исследовательских работ

2

 

 

2017

Районный этап исследовательских работ

3

 

 

2017

Конкурса «Дорогами памяти»

1

Лауреат

 

2018

Конкурс исследовательских работ «Тапаніміка роднага краю»

1

 

 

2018

Міжнародны гістарычны конкурс для моладзі «За кадром: от истории семьи к истории общества»

 

 

Лауреат

2018

Конкурс “Спадчына Беларусі”

2

 

 

2018

Районный этап исследовательских работ

2

 

 

2019

Конкурс научных исследовательских краеведческих работ

1

 

 

2019

Конкурс «Краеведы Могилевщины»

1

3

 

2019

Республиканская героико-патриотическая акция учащейся молодежи «Великой Победе – 75»

1

 

 

 

2019

Конкурс исследовательских работ по предмету «История Беларуси»

1

3

 

2019

Конкурс научных исследовательских работ «Малая радзіма вялікіх людзей»

2

 

 

2020

Героико-патриотическая акция «Великой Победе – 75»

2

 

 

2020

Конкурс исследовательских работ по предмету «История Беларуси»

1