|
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29.07.2019 № 123
|
Учебная программа по учебному предмету
«Всемирная история»
для IX класса учреждений общего среднего образования
с русским языком обучения и воспитания
ГЛАВА 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» (далее – учебная программа) предназначена для организации изучения всемирной истории Новейшего времени в IX классе учреждений общего среднего образования. Усвоение содержания учебного предмета осуществляется в условиях реализации компетентностного подхода к подготовке учащихся.
2. Целью изучения учебного предмета «Всемирная история» в IX классе является усвоение учащимися основ систематизированных знаний о важнейших событиях, явлениях и процессах всемирной истории с 1918 года до настоящего времени; овладение учащимися способами учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование самосознания личности и ее успешную социализацию в условиях современного поликультурного, полиэтничного и многоконфессионального общества.
3. Исходя из указанной цели задачами исторического образования являются:
усвоение основных фактологических и теоретических знаний о важнейших событиях, явлениях, процессах развития общества, особенностях развития отдельных стран, цивилизаций и регионов в их системе и взаимосвязи; освоение специальных способов учебно-познавательной деятельности изучения истории (предметные компетенции);
формирование опыта преобразовательной и творческой познавательной деятельности, развитие умений использовать усвоенные знания, умения, опыт в учебно-познавательной деятельности и жизненных ситуациях (метапредметные компетенции);
формирование основ этнонациональной, гражданской, культурной идентичности личности; воспитание чувств гражданственности и патриотизма на основе усвоения мирового историко-культурного наследия и осознания места Беларуси в этом наследии (личностные компетенции).
4. Учебная программа основывается на сочетании хронологического, страноведческого, сравнительно-исторического подходов. Хронологический подход проявляется в изучении истории Новейшего времени как логического продолжения истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени, а также в том, что события и явления в рамках темы изучаются во временном (хронологическом) порядке. Страноведческий подход нашел выражение в выделении отдельных блоков: страны Европы и США; Россия – СССР – Российская Федерация; страны Азии, Африки и Латинской Америки. Сравнительно-исторический подход помогает находить общее и особенное в развитии исторического процесса, показывать взаимосвязь и взаимообусловленность событий.
Компетентностный подход к подготовке выпускника по учебному предмету «Всемирная история» предполагает такое определение целей, содержания, методов, средств, результатов обучения, которые способствуют формированию готовности учащихся к жизнедеятельности в постоянно меняющемся мире.
5. Компетенции рассматриваются как готовность использовать усвоенные в образовательном процессе знания, приобретенные умения и навыки, сформированный опыт деятельности для решения практических и творческих задач, продолжения образования, трудовой деятельности, успешной социализации. По отношению к образовательному процессу компетенции представляют собой объективно и социально задаваемые требования к подготовке учащихся, представленные перечнем личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты изучения истории представляют собой сформировавшуюся систему ценностных отношений учащихся к себе и другим, к процессу обучения и его результатам. Они предполагают сформированность мировоззрения, личностной и гражданской позиции учащихся; развитие готовности к ответственному поведению в современном обществе; накопление опыта жизнедеятельности, в том числе на основе осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений. Личностные результаты изучения истории позволяют саморазвиваться, ставить цели и строить жизненные планы, занимать активную жизненную позицию, сохранять национальную идентичность в поликультурном обществе, психическое и физическое здоровье.
Метапредметные результаты изучения истории представляют собой совокупность общеучебных способов деятельности, которые формируют как в процессе обучения, так и в реальных жизненных ситуациях готовность к коллективной деятельности и взаимоотношениям сотрудничества в учреждении общего среднего образования и социальном окружении. Они предполагают умения учащихся определять цели своей учебно-познавательной деятельности, пути их достижения, представлять и корректировать ее результаты в различных формах.
Предметные результаты изучения истории ориентированы на усвоение содержания учебного предмета и освоение специальных способов учебно-познавательной деятельности. Они представлены в основных требованиях к результатам учебной деятельности учащихся после каждого раздела.
6. В учебной программе изложено содержание исторического образования, которое структурировано по разделам и темам, дается примерное распределение учебного времени.
Время, которое отводится в учебной программе на изучение разделов и тем, является примерным. Учитель имеет право изменить количество часов на изучение отдельных тем и разделов и последовательность их изучения в пределах учебного года, не нарушая общего количества часов и сохраняя содержание и логику изучения данного предмета.
7. История Новейшего времени, которая изучается в IX классе, является важным этапом формирования у учащихся целостной картины исторического развития мира, без которого трудно ориентироваться в современной социальной действительности. Она раскрывает картину исторического процесса в его единстве и противоречивости от окончания Первой мировой войны до настоящего времени. В рамках курса рассматриваются такие вопросы, как социально-экономическое, политическое и культурное развитие стран Западной и Восточной Европы, Северной Америки на этапе кризиса индустриального общества и его перехода к постиндустриальной цивилизации; причины и последствия мировых войн и крупнейших социальных революций XX в.; региональные варианты процесса модернизации в странах Азии, Африки и Латинской Америки после крушения колониальной системы; интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
В обучении истории этот курс занимает особое место. Он является логическим завершением изучения систематического курса истории, поэтому в нем находят отражение обобщающие выводы об основных тенденциях и общественно-историческом опыте предшествующего развития. Курс Новейшей истории имеет ключевое значение с точки зрения формирования мировоззрения и гражданского воспитания учащихся, получения ими социально значимых знаний о современных тенденциях развития мира, их подготовки к вхождению в самостоятельную жизнь.
Важную роль в повышении эффективности обучения учебному предмету «Всемирная история» играет использование внутри- и межпредметных связей, которые являются объективным выражением интеграционных процессов, происходящих в настоящее время как в области науки и техники, так и в жизни общества. Это позволяет преодолеть предметную изолированность и дублирование учебного материала, способствует актуализации и углублению знаний, формированию целостных представлений об исторических явлениях и процессах и взаимосвязи между ними. Осуществление межпредметных связей делает знания практически более значимыми и применимыми. Межпредметные связи могут быть установлены с опорой не только на знания, но и на способы учебно-познавательной деятельности. Учитывая это, в процессе изучения учебного предмета «Всемирная история» учащиеся могут использовать знания и умения, приобретенные при изучении не только таких близкородственных учебных предметов, как «Обществоведение», «Русская литература», «Беларуская літаратура», «География», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», но и таких учебных предметов, как «Математика», «Физика», «Химия» и др., а также применять их в новой ситуации как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Внутри- и межпредметные связи необходимо осуществлять, учитывая специфику исторических курсов, отдельных тем и разделов.
В современном образовании чрезвычайно важно, чтобы учащийся овладел не только определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно работать, учиться. Освоение навыков обучения является ключевой компетенцией для обучения в течение всей жизни и требует эффективного управления процессом собственного обучения. Поэтому в IX классе возрастает роль целенаправленной самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа – это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Для учителя это означает четкое осознание не только своего плана действий, но и формирование у учащихся некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности учащихся, форма самообразования.
8. Изучение истории в школе должно иметь бо́льшую практико-ориентированную и прикладную направленность как способ реализации компетентностного подхода, принцип связи обучения с жизнью. Решение этого вопроса возможно на основе привлечения жизненного, социального опыта учащихся и включения в процесс обучения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в действительности. Прикладная направленность обучения истории может быть реализована через связь истории с современностью, оперирование историческими знаниями в реальных жизненных ситуациях, анализ конкретных ситуаций, проектный метод. Поэтому очень важно объяснять и показывать учащимся, для чего необходимо изучение каждой исторической темы, где могут быть использованы полученные знания.
9. Успешное освоение содержания учебного предмета «Всемирная история» предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. Процесс обучения истории следует организовать таким образом, чтобы бо́льшая часть нового учебного материала была усвоена учащимися на уроке, для чего целесообразно использовать активные и интерактивные методы обучения. Интенсифицировать учебный процесс, сделать его более интересным и насыщенным поможет использование информационно-коммуникационных технологий. Значительный эффект дает использование всех видов наглядности на уроках: изобразительной, условно-графической, предметной и др. Особую роль при изучении материала по всемирной истории играют исторические карты.
10. Объем домашнего задания учитель определяет с учетом санитарно-гигиенических правил и норм организации образовательного процесса, познавательных возможностей учащихся, результатов урока.
ГЛАВА 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(52 ч, в том числе 1 ч – резервное время)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Мир после войны. Понятие «Новейшая история» и ее периодизация. Страны Запада: основные тенденции развития. Последствия Первой мировой войны. Мировой экономический кризис. Россия. За пределами европейского мира.
СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1918–1939 гг. (8 ч)
Утверждение основ послевоенного мира. Парижская мирная конференция. Версальский мирный договор. Создание Лиги Наций. Вашингтонская конференция. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
Западная Европа и США в 1918–1929 гг. Революция в Германии. Революционный подъем в других странах Европы. Возникновение фашизма. Приход фашистов к власти в Италии. Особенности социально-экономического и политического развития в период относительной стабилизации. Международные отношения.
Мировой экономический кризис и страны Запада. Причины, основные черты и особенности мирового экономического кризиса. Пути выхода из кризиса. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Тоталитарный вариант выхода из кризиса. Последствия мирового экономического кризиса. Приход нацистов к власти в Германии.
Борьба против фашизма в европейских странах накануне Второй мировой войны. Утверждение фашистского режима в Германии. Народный фронт во Франции. Народный фронт и гражданская война в Испании. Антифашистское движение.
Международные отношения в 1930-х гг. Кризис и крах Версальско-Вашингтонской системы. Агрессивная политика фашистских держав. Формирование блока агрессивных государств. Мюнхенская конференция. Проблема создания системы коллективной безопасности в Европе. Советско-германский договор о ненападении.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы. Образование независимых государств. Установление авторитарных режимов. Оккупация Чехословакии. Польша перед угрозой германской агрессии.
Наука и культура Западной Европы и США в межвоенный период. Естественные науки и научно-технический прогресс. Общественные науки. Продолжение традиций реализма. Поиски новых форм в искусстве. Кино. Архитектура.
Обобщение по разделу.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
периодизацию истории Новейшего времени;
важнейшие события, явления и процессы истории Западной Европы в 1918–1939 гг. и их даты (Парижская мирная конференция, Версальский договор, Вашингтонская конференция, создание Лиги Наций, установление Веймарской республики, возникновение фашизма, приход к власти фашистов в Италии, мировой экономический кризис, приход фашистов к власти в Германии, Мюнхенская конференция, оккупация Чехословакии, подписание советско-германского договора о ненападении);
определения понятий (Новейшая история (история Новейшего времени), репарации, геноцид, гетто, аншлюс, Лига Наций, «новый курс» Рузвельта, фашизм, нацизм, расизм, Народный фронт);
имена исторических деятелей, деятелей науки и культуры в Западной Европе и США в 1918–1939 гг., результаты их деятельности.
Учащиеся должны уметь:
синхронизировать исторические события, которые происходили в разных европейских государствах и США в 1918–1939 гг.;
показывать на исторической карте государства Западной Европы, США, места изученных исторических событий;
выделять основные признаки исторических понятий и объяснять их значение (Версальско-Вашингтонская система международных отношений, политика «умиротворения» агрессора, система коллективной безопасности, тоталитарный политический режим, авторитарный политический режим);
характеризовать исторические события, явления и процессы, исторических деятелей, памятники культуры, политическое и социально-экономическое развитие стран Западной Европы и США в 1918–1939 гг.;
устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, используя внутрипредметные и межпредметные связи (решения Парижской мирной конференции – возникновение фашизма в Германии – мировой экономический кризис – приход фашистов к власти, тоталитарный режим – культ личности);
осуществлять сравнение изученных исторических событий и явлений по предложенным критериям; выявлять общее и особенное, формулировать выводы (авторитарный и тоталитарный режимы, пути выхода из мирового экономического кризиса);
определять свое отношение к событиям и явлениям, деятельности исторических личностей, достижениям культуры стран Западной Европы и США в 1918–1939 гг. с точки зрения общечеловеческих ценностей, аргументировать свое мнение.
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА:
1917–1939 гг. (7 ч)
Октябрьская революция и установление советской власти в России. Курс большевиков на вооруженное восстание. Победа восстания в Петрограде. Установление советской власти в России. Брестский мир.
Гражданская война. Причины и этапы Гражданской войны в России. Основные силы и участники Гражданской войны. Военные действия на фронтах Гражданской войны. Причины победы Красной Армии.
Курс на построение социализма (2 ч). Политика «военного коммунизма». Экономический и политический кризис в стране. Новая экономическая политика. Индустриализация и коллективизация.
Политическое развитие советского государства. Образование Союза Советских Социалистических Республик (далее – СССР) и его историческое значение. Основные черты советской политической системы. Развитие отношений со странами Запада. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности.
Культурные преобразования в СССР. Ликвидация массовой неграмотности и формирование советской системы образования. Научные открытия. Особенности развития литературы и искусства. Советское государство и церковь.
Обобщение по разделу.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
важнейшие события, явления и процессы истории советского общества в 1917–1939 гг. и их даты (Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, политика «военного коммунизма», новая экономическая политика, образование СССР, индустриализация, коллективизация, принятие конституций в СССР);
определения понятий (гражданская война, продразверстка, продналог, индустриализация, коллективизация, культурная революция, культ личности, автономия, федерация);
имена исторических деятелей, деятелей науки и культуры, результаты их деятельности;
имена исторических деятелей, деятелей науки и культуры в СССР в 1917–1939 гг., результаты их деятельности.
Учащиеся должны уметь:
синхронизировать исторические события, которые происходили в советском государстве, Западной Европе и США;
показывать на исторической карте территории советских республик и их столицы, изменения территории СССР в межвоенный период, крупнейшие промышленные центры СССР в межвоенный период;
выделять основные признаки исторических понятий и объяснять их значение (революционная диктатура, пятилетка, стахановское движение, метод социалистического реализма);
характеризовать исторические события, явления и процессы, исторических деятелей, памятники культуры, политическое и социально-экономическое развитие советского государства в 1917–1939 гг. (на основе текста учебного пособия, иллюстративного материала и фрагментов исторических документов);
устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, используя внутрипредметные и межпредметные связи (Октябрьская революция – Гражданская война, экономическая разруха – новая экономическая политика, индустриализация – коллективизация);
осуществлять сравнение изученных исторических событий и явлений по предложенным критериям; выявлять общее и особенное, формулировать выводы (политика «военного коммунизма» и новая экономическая политика, план автономизации и федерации);
определять свое отношение к событиям и явлениям, деятельности исторических личностей, достижениям культуры Советской России, СССР в 1917–1939 гг. с точки зрения общечеловеческих ценностей, аргументировать свое мнение.
СТРАНЫ ВОСТОКА И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (1918–1945 гг.)
(5 ч)
Китай. Китайская Республика после Первой мировой войны. Национальная революция 1925–1928 гг. Гражданская война 1928–1937 гг. Агрессия Японии в Китае. Развитие культуры.
Индия. Послевоенный подъем национально-освободительного движения. Идеология гандизма. Соляной поход. Индия в годы Второй мировой войны. Культура и образ жизни индийцев.
Япония. Проблемы японской экономики. Политическое развитие. Приход милитаристов к власти. Внешняя политика. Япония в годы Второй мировой войны. Культура Японии.
Мусульманский мир. Национальная революция в Турции 1918–1923 гг. Реформы в Иране. Достижение независимости Афганистаном. Борьба египетского народа за независимость. Культура и образ жизни.
Латинская Америка. Социально-экономическое развитие. Политика США в отношении стран Латинской Америки. Особенности политического развития: Аргентина, Бразилия, Мексика. Культура Латинской Америки.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
важнейшие события, явления и процессы истории стран Востока и Латинской Америки в 1918–1945 гг., их даты (движение 4 мая, Национальная революция в Китае, провозглашение Китайской Советской Республики, «соляной поход», кемалистская революция);
определения понятий (мандатная система, «молодые офицеры», шариат, сатьяграха, военная диктатура);
имена исторических деятелей, деятелей культуры стран Востока и Латинской Америки в 1918–1945 гг., результаты их деятельности.
Учащиеся должны уметь:
синхронизировать исторические события, которые происходили в странах Востока и Латинской Америки, Советском государстве, Западной Европе и США;
показывать на исторической карте территории государств и их столицы, места изучаемых исторических событий;
выделять основные признаки исторических понятий и объяснять их значение (гандизм, кемализм, милитаристская идеология в Японии, фундаментализм и реформизм в исламе);
характеризовать исторические события, явления и процессы, исторических деятелей, памятники культуры, политическое, социально-экономическое, культурное развитие стран Востока и Латинской Америки в 1918–1945 гг. (на основе текста учебного пособия, иллюстративного материала и фрагментов исторических документов);
осуществлять сравнение изученных исторических событий и явлений по предложенным критериям; выявлять общее и особенное, формулировать выводы (особенности национального движения в Китае и Индии);
определять свое отношение к событиям и явлениям, деятельности исторических личностей, достижениям культуры стран Востока и Латинской Америки в 1918–1945 гг. с точки зрения общечеловеческих ценностей, аргументировать свое мнение.
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
СОВЕТСКОГО НАРОДА (5 ч)
Начало Второй мировой и Великой Отечественной войн. Причины и характер Второй мировой войны. Захват фашистской Германией стран Западной Европы. Нападение фашистской Германии на СССР и провал стратегии «молниеносной войны». Битва за Москву. Создание антигитлеровской коалиции.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн. Решающие победы Красной Армии под Сталинградом и на Курской дуге. Военные действия армий США и Англии в конце 1942–1943 гг. Капитуляция Италии. Война на Тихом и Атлантическом океанах. Укрепление антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.
Борьба с захватчиками на оккупированной территории. Фашистский «новый порядок». Движение Сопротивления в оккупированных странах Европы. Борьба советского народа в тылу врага.
Советский тыл во время войны. Перевод экономики на военный лад. Оборонная промышленность. Трудовой героизм советского народа. Русская Православная Церковь в годы войны. Повседневная жизнь советских людей в тылу. Положение в блокадном Ленинграде.
Заключительный этап Второй мировой войны. Начало освобождения Красной Армией европейских стран. Открытие второго фронта. Крымская конференция. Капитуляция Германии. Потсдамская конференция. Поражение Японии. Основание Организации Объединенных Наций (ООН). Цена и значение победы.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
хронологические рамки и периодизацию Второй мировой и Великой Отечественной войн, важнейшие события Второй мировой и Великой Отечественной войн и их даты («странная война», битва за Англию, битва за Москву, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, блокада Ленинграда, Тегеранская, Потсдамская, Крымская конференции);
основных участников Второй мировой и Великой Отечественной войн;
определения понятий («странная война», Тройственный пакт, ленд-лиз, «новый порядок», геноцид, Холокост, второй фронт, безоговорочная капитуляция, Организация Объединенных Наций (ООН), Нюрнбергский трибунал);
имена исторических деятелей, внесших вклад в разгром нацистской Германии и милитаристской Японии.
Учащиеся должны уметь:
синхронизировать исторические события, происходящие на разных театрах военных действий;
показывать на исторической карте страны – участницы Второй мировой войны, места крупнейших сражений;
использовать историческую карту как источник информации при характеристике военных действий;
выделять основные признаки исторических понятий и объяснять их значение (антигитлеровская коалиция, коренной перелом в войне, движение Сопротивления);
характеризовать важнейшие военные и политические события Второй мировой войны (на основе текста учебного пособия, иллюстративного материала, фрагментов исторических документов, фрагментов кинохроники и др.);
устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между военными и политическими событиями Второй мировой войны, используя внутрипредметные и межпредметные связи;
характеризовать исторические события и явления, исторических деятелей, политическое и социально-экономическое развитие стран накануне и в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн (на основе текста учебного пособия, иллюстративного материала и фрагментов исторических документов);
осуществлять сравнение изученных исторических событий и явлений по предложенным критериям; выявлять общее и особенное, формулировать выводы (начальный период Второй мировой войны в Европе и начало Великой Отечественной войны, Сталинградскую битву и битву при Эль-Аламейне, движение Сопротивления, партизанское и подпольное движение на временно оккупированной территории СССР, вклад СССР и союзников по антигитлеровской коалиции в разгром врага);
определять свое отношение к событиям и явлениям, деятельности исторических личностей, достижениям культуры периода Второй мировой войны, аргументировать свое мнение.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА
ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1 ч)
Основные тенденции развития стран мира после Второй мировой войны. «Холодная война». Разрядка международной напряженности. Поворот от разрядки к конфронтации. Распад СССР и его последствия. Неоконсервативная революция. Углубление интеграции и глобализация
СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1945 г. – НАЧАЛЕ XXI в. (8 ч)
Соединенные Штаты Америки. Социально-экономическое и политическое развитие. Расовая проблема. Преодоление экономического кризиса и решение социальных проблем. Внешняя политика.
Великобритания. Распад Британской колониальной империи. Внутренняя и внешняя политика (1945–1964). Ирландская (Ольстерская) проблема и пути ее решения. Великобритания в конце ХХ – начале XXI в.
Франция. Режим Четвертой республики. Распад Французской колониальной империи. Пятая республика. Внешняя политика. Экономический подъем во Франции в конце 1950–1960-х гг. Политический кризис 1968 г. Франция в конце ХХ – начале XXI в.
Германия. Образование ФРГ и ГДР. Социально-экономическое и политическое развитие ФРГ. Строительство и кризис социализма в ГДР. Объединение Германии. ФРГ в конце ХХ – начале ХХІ в.
Италия. Послевоенные демократические преобразования. Социально-экономическое и политическое развитие в 1950–1970-х гг. Проблема Юга. Внутриполитический кризис 1970–1980-х гг. Политические перемены в конце ХХ – начале ХХІ в. Внешняя политика.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы. Преобразования первых послевоенных лет. Успехи и трудности социалистического строительства. Нарастание кризиса социализма. «Бархатные революции» 1989–1991 гг. Распад Чехословакии. Гражданская война в Югославии. Интеграция в европейские структуры и Североатлантический блок (НАТО).
Наука и культура Западной Европы и США. Развитие науки и образования. Формирование информационного общества. Элитарная и массовая культура. Кинематограф. Социальные мотивы в художественной литературе и изобразительном искусстве. Архитектура.
Обобщение по разделу.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
важнейшие события, явления и процессы истории Европы и США в послевоенный период, их даты (образование мировой системы социализма, «холодная война», Карибский кризис, начало освоения космоса, интеграция стран Запада, объединение Германии, «будапештская осень», «пражская весна», «бархатные революции», научно-техническая революция, распад социалистического блока);
определения понятий («план Маршала», «доктрина Трумэна», интеграция, «холодная война», маккартизм, транснациональные корпорации (ТНК), военно-промышленный комплекс (ВПК), Североатлантический блок (НАТО), Организация Варшавского Договора (ОВД), Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), Европейский Союз (ЕС));
имена важнейших исторических деятелей, деятелей культуры Европы и США в послевоенный период, результаты их деятельности;
важнейшие достижения культуры, науки и техники стран Европы и США в послевоенный период и их значение.
Учащиеся должны уметь:
синхронизировать исторические события, которые происходили в разных государствах Европы и США в послевоенный период;
показывать на исторической карте государства послевоенной Европы и США, места значительных исторических событий, территориальные изменения после распада социалистического блока;
использовать историческую карту как источник информации об исторических событиях, явлениях и процессах;
выделять основные признаки исторических понятий и объяснять их значение (двухполюсный мир, денационализация, неофашизм, неоконсерватизм, научно-техническая революция (НТР), постиндустриальное (информационное) общество, глобальные проблемы);
характеризовать исторические события, явления и процессы, исторических деятелей, ПАМЯТНИКИ культуры, политическое и социально-экономическое развитие стран Европы и США в послевоенный период (на основе текста учебного пособия, иллюстративного материала и фрагментов исторических документов);
устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, используя внутрипредметные и межпредметные связи (формирование двухполюсного мира – «холодная» война, «холодная» война – раскол Германии, распад социалистического блока – территориальные изменения в Европе);
осуществлять сравнение изученных исторических событий и явлений по предложенным критериям; выявлять общее и особенное, формулировать выводы (политика лейбористов в 1940–1950-е гг. и консерваторов в 1960–1970-е гг. в Великобритании, общественно-политическое и социально-экономическое развитие стран Западной Европы и стран социалистического блока, строительство социализма в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в конце 1940-х и в 1950-е гг. и строительство социализма в СССР в 1920–1930-е гг.);
определять свое отношение к событиям и явлениям, деятельности исторических личностей, достижениям культуры стран Европы и США в послевоенный период с точки зрения общечеловеческих ценностей, аргументировать свое мнение.
История СССР и Российской Федерации (1945 г. – НАЧАЛО XXI в.) (7 ч)
СССР в 1945–1953 гг. Восстановление народного хозяйства. Политическое развитие страны. Политические репрессии. Внешняя политика.
СССР в 1953 г. – середине 1960-х гг. СССР после смерти И. В. Сталина. ХХ съезд КПСС и его решения. Реформы второй половины 1950-х – первой половины 1960-х гг. Внешняя политика.
СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Эпоха «развитого социализма». Общественно-политическая жизнь. Проблемы внешней политики СССР.
Политика перестройки и распад СССР. Кризис 1980-х гг. Перестройка и крах политики М. С. Горбачева. Реформа политической системы и ее последствия. Августовский политический кризис 1991 г. и распад СССР.
Российская Федерация. Россия на пути к суверенитету. Радикальная экономическая реформа. Октябрьские события 1993 г. и принятие Конституции Российской Федерации. Социально-экономическое и политическое развитие России в 1994–1999 гг. Россия в начале XXI в.
Наука и культура в СССР и Российской Федерации. Образование и наука в СССР. Художественная культура и литература. Духовная жизнь России в конце ХХ – начале XXI в.
Обобщение по разделу.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
важнейшие события, явления и процессы истории советского общества и Российской Федерации в послевоенный период, их даты (ХХ съезд КПСС, начало освоения космоса, экономическая реформа 1965 г., война в Афганистане, перестройка, распад СССР, образование Содружества Независимых Государств (СНГ));
определения понятий (волюнтаризм, реабилитация, демократизация, перестройка, гласность, Содружество Независимых Государств (СНГ));
имена важнейших политических деятелей, деятелей культуры СССР и Российской Федерации в послевоенный период, результаты их деятельности;
важнейшие достижения культуры, науки и техники в СССР и Российской Федерации в послевоенный период.
Учащиеся должны уметь:
синхронизировать исторические события, которые происходили в СССР / Российской Федерации, странах Европы и США в послевоенный период;
показывать на исторической карте места значительных исторических событий, территорию СССР, страны Содружества Независимых Государств (СНГ) и их столицы;
использовать историческую карту как источник информации об исторических событиях, явлениях и процессах;
выделять основные признаки исторических понятий и объяснять их значение (десталинизация, «оттепель», экстенсивный путь развития хозяйства, интенсивный путь развития хозяйства, разрядка международной напряженности, новое политическое мышление);
характеризовать исторические события, явления и процессы, исторических деятелей, памятники культуры, особенности политического и социально-экономического развития советского государства в послевоенный период, причины распада СССР, особенности политического и социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления и результаты российско-белорусской интеграции и интеграции стран Содружества Независимых Государств (СНГ) (на основе текста учебного пособия, иллюстративного материала и фрагментов исторических документов);
устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, используя внутрипредметные и межпредметные связи;
осуществлять сравнение изученных исторических событий и явлений по предложенным критериям; выявлять общее и особенное, формулировать выводы (сталинский политический режим и хрущевская «оттепель», экстенсивный и интенсивный пути развития экономики, общественно-политический строй в СССР в середине 1960-х – первой половине 1980-х гг. и в годы перестройки);
определять свое отношение к событиям и явлениям, деятельности исторических личностей, достижениям культуры СССР и Российской Федерации в послевоенный период с точки зрения общечеловеческих ценностей, аргументировать свое мнение.
СТРАНЫ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
(1945 г. – НАЧАЛО XXI в.) (9 ч)
Распад колониальной системы. Обретение независимости. Развивающиеся страны. «Холодная война» и «третий мир». Новые государства в поисках стабильности. Препятствия на пути развития.
Китай в 1945–1978 гг. Образование КНР. Восстановительный период. Политика «трех красных знамен». «Курс на регулирование экономики». «Культурная революция».
Китайская Народная Республика. Китай после смерти Мао Цзэдуна. Реформирование социалистического общества. Внешняя политика КНР.
Япония. Послевоенная Япония. Сан-Францисский договор. Экономическое развитие. Политическое развитие. Современная Япония.
Индия. Достижение независимости. Индия – британский доминион. Образование республики. «Курс Неру». Социально-экономическое и политическое развитие Индии в 1964 г. – начале XXI в. Проблемы внешней политики.
Страны мусульманского мира. Общая характеристика. Национально-освободительные революции в арабском мире. Египет. Иран. Турция.
Страны Латинской Америки. Социально-экономическое развитие. Политическая жизнь. Реформы, военные диктатуры и революции (Мексика, Куба, Чили, Бразилия).
Локальные войны и конфликты. Арабо-израильский конфликт. Война во Вьетнаме. Корейская война. Войны в Афганистане и зоне Персидского залива.
Обобщение по разделу.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
важнейшие события, явления и процессы истории стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны, их даты;
определения понятий (страны «третьего мира», «год Африки», «культурная революция» в Китае, маоизм, политика «большого скачка», «курс Неру», Движение неприсоединения, исламский фундаментализм, терроризм);
имена важнейших исторических деятелей изучаемого периода;
важнейшие достижения культуры, науки и техники в странах Азии, Африки, Латинской Америки в послевоенный период.
Учащиеся должны уметь:
синхронизировать исторические события, которые происходили в странах Азии, Африки, Латинской Америки, СССР / Российской Федерации, странах Европы и США в послевоенный период;
показывать на исторической карте места значительных исторических событий, территории государств Азии, Африки, Латинской Америки и их столицы;
использовать историческую карту как источник информации об исторических событиях, явлениях и процессах;
выделять основные признаки исторических понятий и объяснять их значение (деколонизация, неоколониализм);
устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, используя внутрипредметные и межпредметные связи («холодная война» – локальные конфликты в странах Азии);
осуществлять сравнение изученных исторических событий и явлений по предложенным критериям; выявлять общее и особенное, формулировать выводы (экономическое развитие Китая в годы «культурной революции» и после смерти Мао Цзэдуна);
определять свое отношение к событиям и явлениям, деятельности исторических личностей, достижениям культуры стран Азии, Африки и Латинской Америки в послевоенный период с точки зрения общечеловеческих ценностей, аргументировать свое мнение.
ГЛАВА 3
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В процессе обучения истории Новейшего времени в IX классе рекомендуется организовывать следующие виды учебно-познавательной деятельности учащихся: работа с исторической картой, историческим словарем, самостоятельная работа с текстом, составление развернутого плана, характеристика исторических событий, явлений и процессов по алгоритму с опорой на различные источники информации (текст, схема, диаграмма, таблица, иллюстрация, историческая карта, фотография, фрагмент документального кинофильма), характеристика исторических деятелей и деятелей культуры по алгоритму, работа с различными видами документальных источников (фрагментами исторических документов, фотографиями, фрагментами документальных фильмов), составление таблиц с исторической информацией (хронологических и синхронических, информативных, сравнительных), подготовка сообщений об исторических событиях и личностях.
По итогам изучения истории Новейшего времени в IX классе учащиеся должны:
уметь:
определять хронологическую последовательность изученных исторических событий, их длительность;
соотносить даты исторических событий с периодами Новейшего времени;
синхронизировать исторические события, которые происходили в разных регионах и государствах в изучаемый период;
локализовывать события истории Новейшего времени в пространстве;
описывать: а) ключевые события истории Новейшего времени; б) условия жизни людей различного социального положения в разных странах в Новейшее время; в) памятники культуры;
характеризовать основные периоды Новейшей истории; социально-экономическое, политическое положение стран и регионов; национально-освободительные движения и процесс деколонизации; деятельность политических и государственных личностей и деятелей культуры; наиболее значительные явления культуры в Новейшее время;
объяснять причинно-следственные связи наиболее значительных событий и явлений истории Новейшего времени, раскрывать взаимообусловленность изменений в основных сферах общественной жизни;
осуществлять сравнение исторических фактов и явлений по заранее определенным критериям;
обобщать, систематизировать, классифицировать исторические факты, делать на этой основе аргументированные выводы;
использовать исторические карты, иллюстрации, фотографии, кинофрагменты как источник информации при характеристике исторических фактов, личностей, интегрировать информацию различных источников при выполнении заданий проблемного и преобразовательного характера;
правильно использовать изученные исторические понятия;
проводить анализ исторических документов, использовать их при характеристике изученных исторических фактов, решении учебных задач;
работать с текстом учебного пособия:
выделять главное в тексте параграфа, составлять развернутый план пункта параграфа или ответа на конкретный вопрос;
конкретизировать выводы, исторические понятия примерами;
находить ответы на поставленные вопросы;
устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями на основе анализа текста;
осуществлять сравнение изученных исторических фактов по определенным критериям; выявлять общее и особенное, формулировать выводы;
обобщать информацию параграфа, формулировать выводы;
обобщать, систематизировать и классифицировать исторические факты, формулировать на этой основе выводы;
использовать разные источники информации (справочники, детские энциклопедии, мировую глобальную сеть Интернет и др.) для поиска дополнительной информации о важнейших событиях, исторических личностях, достижениях культуры Новейшего времени;
определять свое отношение к событиям и явлениям, деятельности исторических личностей, достижениям культуры Новейшего времени, аргументировать свое мнение;
применять усвоенные знания и умения:
для решения учебных задач;
объяснения исторического контекста окружающей действительности (при чтении художественной литературы, просмотре фильмов, посещении исторических достопримечательностей и т.д.);
определения своего отношения к наиболее значительным историческим событиям, явлениям и историческим личностям истории Новейшего времени.
ГЛАВА 4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Атлас. Всемирная история Новейшего времени, 1918–1945 гг. 10 класс / Г. А. Космач, В. Н. Темушев. – Минск : Белкартография, 2010–2014.
Атлас. Всемирная история Новейшего времени, 1945 г. – начало XXI в. 11 класс / Г. А. Космач, В. Н. Темушев. – Минск : Белкартография, 2010–2014.
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : учеб. пособие для учащихся 11 класса учреждений общ. сред. образования / под ред. А. А. Ковалени. – Минск : ИЦ БГУ, 2009.
История Новейшего времени в 10 классе : учеб.-метод. пособие / М. А. Краснова, Г. А. Космач, В. С. Кошелев. – Минск : ИЦ БГУ, 2014.
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) : справочник : пособие для учащихся 11 класса общеобразоват. учреждений / А. А. Коваленя, М. А. Краснова, В. И. Лемешонок ; под ред. А. А. Ковалени. – Минск, 2007.
История Новейшего времени в 11 классе : учеб.-метод. пособие / Л. В. Гавриловец [и др.]. – Минск : ИЦ БГУ, 2014.
Космач, Г. А. Всемирная история Новейшего времени, 1918–1945 гг. : проблемы войны и мира : пособие для учащихся. 10 класс / Г. А. Космач, В. С. Кошелев, М. А. Краснова. – Минск : Асар, 2010.
Космач, Г. А. Новейшее время : проблемы и перспективы (1945 – начало ХХІ века) : пособие для учащихся. 11 класс / Г. А. Космач, А. И. Филимонов. – Минск : Асар, 2010.
Космач, Г. А. Новейшее время : проблемы и перспективы (1945 – начало ХХІ века) : пособие для учителей. 11 класс / Г. А. Космач, А. И. Филимонов. – Минск : Асар, 2010.
Краснова, М. А. Всемирная история Новейшего времени : тестовые и разноуровневые задания : 10–11 классы : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения. – Минск : Сэр-Вит, 2012.
Для формирования картографических умений учащихся в образовательном процессе необходимо использовать учебные настенные карты:
1. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России (1917–1922).
2. СССР в 20–30-е годы XX в.
3. Страны Азии в 1918–1939 гг.
4. Страны Африки в Новейшее время.
5. Страны Европы в межвоенный период (1918–1939).
6. Вторая мировая война (01.09.1939 г. – 02.09.1945 г.).
7. Вторая мировая война. Военные действия в Европе с 01.09.1939 г. по 22.06.1941 г.
8. Вторая мировая война. Военные действия в Европе с 22.06.1941 г. по 19.11.1942 г.
9. Вторая мировая война. Военные действия в Европе и Северной Африке с 19.11.1942 г. по 09.05.1945 г.
10. Страны Азии после Второй мировой войны.
11. СССР в 1953–1991 гг.
12. Европа после Второй мировой войны.
13. Страны Америки после Второй мировой войны.
14. Территориальные и политические изменения в Европе (1991–2005).
раскрыть » / « свернуть