Музейный урок
Тема: «Минувших лет живая память»
Пояснительная записка.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Воспитание патриотизма немыслимо без изучения детьми истории своей страны, причем не книжного, а живого и эмоционального.
Нравственными идеалами для ребенка должны стать люди – реальные, близкие, те, которые жили там, где живем мы, где жива о них добрая память. Воспитание детей на истории, культуре и традициях родного края – путь поистине интересный и справедливый. История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя из жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Методы и приемы, использованные на уроке: словесный рассказ, беседа, наглядный (экспозиции музея), путешествие по страницам истории родного края (элементы экскурсии), викторина.
Место проведения: зал школьного музея.
Цель: приобщить подрастающее поколение к пониманию неразрывности исторической судьбы родного края и нашей Родины;
Задачи: повторить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза;
продолжить формирование знаний о своей малой Родине, героических подвигах жителей родного района;
развивать творческие и организаторские способности;
повышать мотивацию учащихся к пониманию духовно-нравственных и патриотических аспектов в жизни человека.
Ход урока.
- Вступление.
Учитель: Здравствуйте уважаемые гости, дорогие ребята! Мы сегодня с вами являемся участниками музейного урока «Минувших лет живая память».
Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины. Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины. Сегодня мы будем говорить о том, какой вклад в историю этой войны, внесли наши земляки.
Созидательный труд в районе был нарушен фашистским вторжением. О начале войны жители узнали около 12 часов дня. Уже начало войны коснулось каждого. Уходили на фронт колхозники, служащие, учителя и выпускники школы.
За свои подвиги, боевые заслуги перед Отечеством наши земляки награждались орденами и медалями.
В настоящее время продолжают собираться материалы о наших земляках, которые приняли непосредственное участие на боевом и трудовом фронтах Великой Отечественной войны
Учитель: Какое событие является символом начала ВОВ? (оборона Брестской крепости). А сейчас слово предоставляется учащемуся Яковчику Дмитрию.
- Защитник Брестской крепости.
Ученик (сообщение):
Разбитая крепость над Бугом стоит,
В ней камни, омытые кровью.
Мы верим, навеки народ сохранит
Бессмертную славу героев..."
22 июня в 3:15 по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был разбит на несколько отдельных очагов. Майор Гаврилов с 22 июня по 23 июля 1941 руководил обороной Восточного форта Брестской крепости. Ему удалось сплотить вокруг себя всех уцелевших бойцов и командиров разных частей и подразделений, закрыть наиболее уязвимые места для прорыва врага. 23 июля от взрыва снаряда в каземате получил тяжёлое ранение и в бессознательном состоянии был пленён. Годы войны провёл в гитлеровских концлагерях Хаммельбурга и Ревенсбурга, испытав все ужасы плена. Освобождён советскими войсками в мае 1945 года.
В самом начале войны, когда крепость была внезапно разбужена грохотом канонады, когда кругом рвались снаряды и бомбы и люди, неожиданно проснувшиеся среди огня и смерти, не могли в первый момент не поддаться известной растерянности, - как в это самое время полковой комиссар Ефим Фомин, оказавшийся в расположении своей части, принял на себя командование, которые находились в центральной крепости. Комиссар собрал и организовал бойцов и тут же поручил заместителю политрука Матевосяну возглавить первую контратаку. Это был первый серьезный удар по противнику - Матевосян и его бойцы уничтожили отряд автоматчиков, прорвавшийся в центр цитадели. С этого удара, собственно говоря, и начинается героическая оборона Брестской крепости.
Немцы отмечали героизм и стойкость защитников крепости. В июле 1941 года командир 45-й немецкой пехотной дивизии генерал Шлиппер в “Донесении о занятии Брест-Литовска” сообщал:“Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к сопротивлению”. Отдельные защитники крепости, скрываясь в подвалах и казематах укреплений, продолжали оказывать сопротивление. По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа. На стене одного из казематов была обнаружена надпись: “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20.VII.41 г.”.
Учитель: Сколько судеб мы вспоминаем, когда приходим в музей и смотрим на старые, выцветшие фотографии и документы... Уже с первых дней войны население Беларуси стало плечом к плечу на борьбу с ненавистным врагом. Если мы с вами обратим внимание на карту, то увидим, что недаром Беларусь называют партизанской республикой. И взрослые, и дети вступали в ряды партизан и подпольщиков.
Костюковичский район не стал исключением. Уже с первых дней войны местные жители включились в борьбу. В зимний период1941-1942 гг. были образованны первые партизанские группы. Небольшой Хотимский отряд, преследуемый противником вынужден был перебраться Батаевские леса. В это время в районе деревни Трусок сформировался партизанский отряд под командованием капитана Скандилова. 22 сентября 1942 года после совещания было принято решение об объединении в один отряд «За Советскую Беларусь».
В декабре 1942 года была сформирована 2 Клетнянская бригада под командованием Тимофея Коротчанки. Партизаны бригады действовали и на территории нашего района. В ночь с 21 на 22 апреля был взорван, что привело к тому, что движение было парализовано на 27 суток.
- На фронтах войны.
Учитель: Письма, газеты, фотографии, боевые листки сохранили память о войне. Письма писались обычным простым карандашом. Но, как оказалось, карандаш намного практичнее и эффективнее перьевой ручки. Бережно хранятся в семьях участников войны эти пожелтевшие, обтрепавшиеся треугольники. Ведь это – живая память о том страшном времени. Ребята, уважаемые гости вглядитесь в эти фотографии, и вы поймёте, весь героизм и мужество советского человека.
Учитель: В каждом уголке нашей Родины есть примеры настоящих и верных сыновей своей Родины. В год малой Родины, хотелось бы обратить внимание на наших земляков, героев Великой Отечественной войны.
Ученик 1 (фото и короткое сообщение)
Маргелов Василий Филиппович
Родился 27 декабря 1908 года в г. Екатеринославль (Днепропетровск). С двухмесячного возраста жил на родине родителей - в Костюковичском районе. Работал на шахтах Донбасса, лесником и председателем рабочкома сельскохозяйственных рабочих в г. Костюковичи. По комсомольской путёвке был направлен в Красную Армию. Окончил Белорусскую объединённую военную школу им. ЦИК БССР (1931), Военную академию Генерального штаба (1948). Лауреат Государственной премии СССР. Кандидат военных наук.
Участник освободительного похода в Западную Беларусь, советско-финской войны 1939-1940 гг. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941г. Воевал на Ленинградском, Северо-Западном, Сталинградском, Южном, 3-м и 4-м Украинских фронтах, участник освобождения Румынии, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии и Австрии.
Отличился умелым командованием частями дивизии при форсировании Днепра и освобождении Херсона. 49-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием гвардии полковника Маргелова, преодолевая сопротивление противника, 11 и 12 марта 1944 года на подручных средствах форсировала Днепр и захватила плацдарм на правом берегу реки в районе села Садовое (Белозерский р-н, Херсонская обл.). Это позволило войскам 28-й армии с наименьшими потерями освободить г. Херсон. За этот подвиг молодой командир дивизии был удостоен звания Героя Советского Союза (19 марта 1944 г.), а дивизия - почётного наименования «Херсонская». С 1946 года на командных постах в Красной Армии. В 1953г. отказался от почётной должности коменданта Москвы и возглавил Воздушно-десантные войска. Командовал ими почти четверть века: с 1954 по 1959 гг. и с 1961 по 1979 гг. Маргелов поднял этот род войск на небывалую высоту боеспособности. Проявил не только незаурядный полководческий, но и военно-педагогический талант.
Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, 2 орденами Отечественной Войны I степени, орденом Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» III степени и мн. др.
Ученик 2 (фото и короткое сообщение)
Авхачёв Феодосий Михайлович
Родился 17 сентября 1909 года в д. Мошевое (ныне Костюковичского района). С 1930 года жил в Донецке, работал на шахте. В рядах Красной Армии с 1931 г. Окончил Смоленские курсы политсостава (1938), курсы усовершенствования при Военной академии бронетанковых и механизированных войск (1943). Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Воевал на Западном, 1-м и 2-м Белорусских фронтах.
К лету 1943г. Авхачёв был уже опытным воином и умелым командиром, поэтому его откомандировали для оказания помощи в Народное Войско Польское. В составе 1-й польской танковой бригады он воевал до конца войны. В марте 1945 г. гитлеровские войска предприняли одну из последних попыток спастись от полного разгрома. Они начали широкомасштабное наступление в Померании с целью окружить и уничтожить советские войска, наступающие на берлинском направлении. Войска 2-го Белорусского фронта последовательно отбили атаки врага и в ответ провели Восточно-Померанскую операцию. Ключевое место в оборонительных вражеских позициях занимал город Гдыня, в котором находились крупный гарнизон, порт, базы снабжения. В течение нескольких недель шли бои. Польские воины, ведомые нашим отважным земляком, спешили освободить свою землю от гитлеровцев. В боях за г. Нойштадт танки батальона майора Авхачёва огнём и гусеницами поддерживали воинов 326-го стрелкового полка. Совершив умелый обходной маневр, они с севера ворвались в город и помогли пехотинцам освободить его.
3-й батальон 1-ой польской Варшавской Краснознамённой и Креста Грюнвальда бригады под командованием Авхачёва первым ворвался в Гдыню. Будучи раненым, Авхачёв трое суток продолжал руководить боем. В этих боях его воины уничтожили 11 орудий противника, захватили 20 паровозов, около 100 вагонов с грузами, пять складов с продовольствием, около 350 автомашин и 30 мотоциклов.
Звание Героя Советского Союза присвоено 15 мая 1946 года.
Танк Т-34 из батальона Авхачёва в послевоенное время установлен на постаменте в г. Гдыня.
В 1947 году окончил Ленинградскую высшую бронетанковую офицерскую школу. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной Войны I степени, медалями, орденами и медалями других государств.
Ученик 3 (фото и короткое сообщение)
Воронцов Александр Никифорович
Родился 22 сентября 1907 года в д. Паньковская Буда (ныне Костюковичского района). После окончания начальной школы работал в колхозе В Красной Армии с июля 1941г. Воевал на Западном, Брянском, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах.
Участник обороны Москвы, освобождения Беларуси, Украины и Польши, боёв в Германии. Всю войну воевал в кавалерии.
Пулемётчик 59-го полка 17-й гвардейской кавалерийской дивизии гвардии красноармеец Воронцов особенно отличился в Восточно-Померанской операции. Когда его эскадрон ворвался в г. Бремсберг и был отрезан от своих сил, он, под огнём самоходных орудий противника, умело выбрал огневую позицию. Установив пулемёт в углу здания, метким огнём не давал гитлеровцам продвигаться по прилегающим улицам. В этом бою уничтожил до 70 гитлеровских солдат и уберёг свой эскадрон от больших потерь. Грамотно и инициативно действовал он и в боях за города Ландек и Бервальде. Вражеский опорный пункт прикрывал шоссе и не давал воинам продвигаться вперёд. Воронцов искусно выбрал позицию на фланге эскадрона и метким огнём заставил немецких солдат на мгновение спрятаться в укрепления. Этой паузы хватило для того, чтобы кавалеристы промчались без потерь через простреливаемое гитлеровцами пространство и лихой атакой выбили противника с занимаемых позиций.
Звание Героя Советского Союза присвоено 31 мая 1945 года.
После войны работал председателем колхоза в родной деревне, лесником. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Его именем названа улица в городе Костюковичи. Похоронен в городе Минске.
Ученик 4 (фото и короткое сообщение)
Зинькович Митрофан Иванович
Родился 27 июня 1900 года в д. Печары (ныне Костюковичского района). В Красной Армии с 1919 г. В 1923г. окончил Полтавскую пехотную школу, в 1933 г. - Военную академию имени М. В. Фрунзе. Участник гражданской войны, освободительного похода советских войск в Западную Беларусь, советско-финской войны 1939-1940 гг.
На фронтах Великой Отечественной войны с 1942 года. Воевал на Западном, Юго-Западном, Брянском, Центральном и Воронежском фронтах. Генерал-майор танковых войск.
После Курской битвы целью советских войск был Днепр. 3-я танковая армия первой из армий достигла цели. 21 сентября у реки Днепр, северо-западнее Переяслава, появились разведывательные дозоры корпуса М.И. Зиньковича. Воины разыскали несколько затопленных барж, 20 рыбацких лодок и быстро начали переправляться на левый берег. 22 сентября 1943г. его танкистам удалось захватить небольшой участок берега у Григоровки. Несмотря на ожесточённые атаки противника, наши воины удержали плацдарм. Командир корпуса разместил свой командный пункт на берегу реки, чтобы лучше управлять переправой и боем на плацдарме. Гитлеровцы круглосуточно вели прицельный огонь по реке и переправляющимся советским войскам, сверху бомбила переправы авиация. 24 сентября, во время бомбёжки, генерала смертельно ранило осколком бомбы.
Похоронен М.И. Зинькович в г. Прилуки Черниговской области. На могиле установлен обелиск. Улица в г. Костюковичи носит его имя. Память о командире берегут, и воины 6-й гвардейской механизированной Киевской, ордена Ленина, Краснознамённой, ордена Суворова бригады Вооружённых Сил Беларуси, наследницы боевых традиций корпуса, которым командовал наш земляк.
Ученик 5 (фото и короткое сообщение)
Судиловский Николай Петрович
Родился в 1914 году в д. Печары (ныне Костюковичского района). Работал на шахте в Донбассе, затем машинистом паровоза в г. Нижний Тагил.
На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. Воевал на Сталинградском, Юго-Западном, Воронежском, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Участник Сталинградской и Курской битв, форсирования Днепра и Западного Буга. Отличился при форсировании Дуная на территории Венгрии.
Командир отделения 51-ой инженерно-саперной бригады (46-я армия) старший сержант Судиловский в ночь на 5 декабря 1944 года с расчетом десантной лодки, сделав несколько рейсов, переправил на правый берег более 80 бойцов, обратно перевозя раненых. В тот же день советские воины захватили г. Эрчи и, впоследствии, действуя с этого плацдарма, советские войска окружили с северо-востока Будапештскую группировку фашистов.
Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года.
Ученик 6 (фото и короткое сообщение)
Скугарь Владимир Антонович
Родился 15 июля 1914 года в д. Жабыки (ныне Костюковичского района). С 1930г. жил в Москве, где окончил рабфак и работал на заводе «Московский бондарь». Окончил Ейское военно-морское авиационное училище (1938) и Военно-морскую академию (1955). В Красной Армии с 1935 года. На фронтах Великой Отечественной войны с 1942 года - летчик ВВС Черноморского флота.
К лету 1942 года за Скугарем закрепилась слава лучшего воздушного разведчика Черноморского флота. Заместитель командира эскадрильи 30-го разведывательного полка капитан Скугарь к январю 1944 года совершил 295 боевых вылетов на дальнюю воздушную разведку и бомбардировку военно-промышленных центров, аэродромов и морских коммуникаций в глубоком тылу противника.
Весной 1944 г. шли бои за освобождение Крыма, и авиаторы делали всё от них зависящее, чтобы оказать помощь нашим наступающим войскам. Мартовским днём, в сильный ливневый дождь, экипаж Скугаря ушёл на очередное задание. По их радиограмме группа бомбардировщиков вышла прямо на цель и нанесла точный удар по противнику.
Звание Героя Советского Союза присвоено 16 мая 1944 года.
Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной Войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Ученик 7 (фото и короткое сообщение)
Полные кавалеры ордена Славы
Гутник Василий Васильевич
Родился в 1921 году в д. Каменск (ныне Костюковичского района). После окончания школы работал в колхозе. В Красной Армии с 1941г. Участник Великой Отечественной войны с декабря 1941г. Воевал на Ленинградском, Западном и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в боях под Петрозаводском, Москвой, в сражении на Курской дуге и Сандомирском плацдарме, в освобождении России, Украины, Польши.
Полный кавалер ордена Славы.
В середине февраля 1945 года в ходе Висло-Одерской операции советские войска окружили крупную вражескую группировку немецко-фашистских войск в районе города Браслав. Чтобы не было больших потерь, советское командование приняло решение взять город и крепость длительной осадой. В окружении находилось большое число солдат-эсесовцев, и они, под страхом смерти, заставляли местное население и гитлеровских солдат продолжать сопротивляться. Осада продолжалась 82 дня. Круглосуточно артиллерия разрушала укрепления и вела огонь, и все эти дни артиллерист Гутник участвовал в боях. Его руки привычными движениями ловили в перекрестие прицела вражеские танки и бронемашины, амбразуры огневых точек, и снаряд за снарядом летел во врага. К этому времени Гутник уже был награждён орденами Славы III и II степени. В боях за г. Бреслау Василий Гутник заслужил орден Славы I степени.
Ученик 8 (фото и короткое сообщение)
Полные кавалеры ордена Славы
Зайцев Иван Григорьевич
Родился в 1917 году в д. Малый Хотимск Костюковичского района. После окончания сельской школы работал в колхозе. В рядах Красной Армии с 1939 года. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Служил снайпером 515-го полка 134-й стрелковой дивизии.
Полный кавалер ордена Славы.
Особенно отличился снайпер сержант Зайцев при освобождении Польши и в боях на территории Германии: в период с августа 1944 по апрель 1945гг. уничтожил большое количество вражеских солдат и офицеров, ликвидировал расчеты орудий вражеской батареи, захватил две пушки. Во время прорыва обороны 17 и 18 апреля 1945 г. на р. Одер возле г. Лебус (Германия) уничтожил 17 гитлеровцев. В боях за высоту 22 апреля 1945г. первым поднялся в атаку и уничтожил 8 солдат врага. Дважды был ранен, принимал участие в штурме Берлина.
Учитель: Раскрывая страницу истории войны 1941-1945г, будет неправильно, если я ничего не скажу о долгожданном 1943 году. 27 сентября 1943 года наша деревня Белынковичи была освобождена бойцами 269 стрелковой дивизии от немецких захватчиков. А 28 сентября бойцы Советской Армии совместно с партизанами 2 Клетнянской бригады принесли победу и в г. Костюковичи.
Учитель: Обратим внимание ребята на экспозицию, посвященную ветеранам, уроженцам д. Белынковичи. К большому сожалению время берет своё и в живых в нашей деревне уже не осталось не одного участника Великой Отечественной войны.
Важную роль на войне отыгрывала и агитация. Перед вами плакаты того времени. Вглядитесь в них и вдумайтесь в смысл слов!
А теперь ребята, мы с вами проведем небольшую викторину. Проверим вашу внимательность и знания по истории Великой Отечественной войны.
(Вопросы викторины (вопрос - ответ))
№
|
Вопросы
|
Ответы
|
|
Кто из летчиков в районе Радошкович совершил подвиг в первые дни войны?
|
Н. Гастелло, Бурденюк,
А. Калинин, Р Скоробагатый
|
|
Назвать руководителей защиты Брестской крепости
|
А. Кижеватов, комиссар
Я. Фомин, майор П. Гаврилов, Зубачев
|
|
Кто руководил Штабом партизанского движения в 1942 г.
|
П. Пономаренко
|
|
Назвать самого молодого командующего фронтом в годы Великой Отечественной войны
|
И. Д. Черняховский
|
|
Кто из летчиков-белорусов совершил 4 тарана и остался жив? (единственный в мире летчик, которому удалось совершить этот подвиг)
|
Б. И. Ковзан
|
|
Назовите фамилию лётчика, который в одном бою сбил 9 самолётов противника.
|
А. К. Горовец
|
|
Какой день считается днем освобождения Беларуси?
|
День освобождения г. Минска – 3 июля 1944 г.
|
8
|
Кто из белорусских художников написал цикл картин «Лічбы на сэрцы»
|
М. А. Савицкий
|
9
|
Какой областной центр был освобождён первым в Беларуси?
|
г. Гомель
|
10
|
Когда и под каким кодовым названием начинается операция по освобождению Беларуси?
|
23 июня 1944 года, операция «Багратион»
|
11
|
Назовите защитницу Брестской крепости, уроженку Костюковщины.
|
Ровнягина Евдокия, 1912 г.р., д. Бороньки, медсестра, погибла при защите брестской крепости
|
12
|
Когда были освобождены Костюковичи?
|
28 сентября 1943 года
|
13
|
Когда были освобождены Белынковичи?
|
27 сентября 1943 года
|
14
|
Назовите Героев Советского Союза – уроженцев Костюковщины
|
Зинькович Митрофан Иванович
Воронцов Александр Никифорович
Авхачев Феодосий Михайлович
Скугарь Владимир Антонович
Маргелов Василий Филиппович
Судиловский Николай Петрович
|
15
|
Какие деревни Костюковичского района были сожжены вместе с жителями?
|
4 деревни: д. Боровая,
д. Затишье, д. Ковычицы,
д. Паньковская Буда
|
16
|
Сколько деревень на Могилевщине разделили судьбу Хатыни?
|
102 деревни
|
Итоги.
Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий. Она была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины. В это же время она явилась и героической вехой этого периода истории. Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги наших земляков, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.
Уважаемые гости, ребята, подводя итог нашего музейного урока хотелось всех вас поблагодарить за участие в нашем увлекательном путешествии по героическим страницам истории нашей малой родины и пожелать только мирного неба над головой. И по доброй традиции вручить вам этот белоснежный символ мира. (Учащиеся вручают гостям белых бумажных голубей)
раскрыть » / « свернуть