ЗАДАНИЯ
ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
по учебному предмету «Обществоведение»
10 класс
I.Определите правильный ответ.
1. Областью духовности является:
А) театр
Б) цирк
В) костел
Г) нравственность
2.Процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему быть полноценным членом общества, называется:
А) образование
Б) воспитание
В) адаптация
Г) социализация
3.Целенаправленный процесс, в ходе которого человек производит материальные ценности, называется:
А) действием
Б) трудом
В) творчеством
Г) трудом деятельностью
4.Основой мировоззрения личности является (-ются):
А) убеждения личности
Б) личный интерес
В) совокупность мнений человека
Г) неповторимость личности
5.Нуклеарная семья – это:
А) семья, состоящая из родителей и их детей
Б) семья, включающая не менее трех поколений родственников
В) распавшаяся семья
Г) неполная семья
6.Мораль — это сфера поступков по отношению к:
А) Богу
Б) государству
В) другим людям
Г) животным
7.Золотое правило нравственности сформулировано:
А) в Ветхом Завете
Б) в Новом Завете
В) в Законах Ману
Г) в Законах Хаммурапи
8.Способность человека быть волевой личностью, проявлять выдержку в любых ситуациях называется:
А) воспитанность
Б) самообладание
В) упрямство
Г) темперамент
9.Перемещение людей из страны в страну, из одного района в другой, из города в деревню и обратно называется:
А) миграцией
Б) демографической мобильностью
Г) депортацией
Г) эвакуацией
10.Для описания неравенства в обществе П. Сорокин ввел понятие:
А) дифференциация
Б) социальный статус
В) социальный слой
Г) стратификация
11. А.С. Пушкин назвал «умной стариной»:
А) полезные вещи, имеющие давнее происхождение
Б) традиции, утратившие свою значимость
В) грамматические нормы языка
Г) традиции, необходимые следующим поколениям
12. Демографическая политика Республики Беларусь направлена на:
А) регулирование отношений между этническими группами
Б) наращивание гендерного потенциала страны
В) увеличение рождаемости до уровня замещения поколений
Г) ликвидацию гендерного баланса во всех сферах жизни общества
13.В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное» это примеры:
А) норм этикета
Б) норм морали
В) традиций
Г) народной мудрости
14. Занятие аэробикой относится к:
А) элитарной культуре
Б) массовой культуре
В) народно культуре
Г) профессиональной культуре
15. В Республике Беларусь черта бедности определяется:
А) стоимостью потребительской корзины;
Б) уровнем минимальной заработной платы;
В) величиной прожиточного минимума;
Г) индексом цен на товары и услуги.
16. Анархия – это:
А) политическая идеология
Б) форма государственного устройства
В) форма правления
Г) отсутствие государственной власти.
II. Установите соответствие:
1)
Понятие
|
Определение
|
А) каста
|
1) большие группы людей, различающиеся по их отношению к средствам производства
|
Б) сословие
|
2) совокупность людей, выделяемая на основании близости определенных социальных параметров и связанного с этим сходства образа жизни
|
В) класс
|
3) совокупность людей одной национальности
|
Г) страта
|
4) общественная группа с наследственными правами и обязанностями
|
|
5) общественная группа, ревниво оберегающая свою замкнутость
|
2)
Функция семьи
|
Содержание
|
А) репродуктивная
|
1. определение норм поведения членов семьи в различных сферах жизни
|
Б) эмоционально-психологическая
|
2. обеспечение членам семьи комфорта и домашнего уюта, организация рационального досуга и отдыха
|
В) воспитательно-регулятивная
|
3. биологическое воспроизводство человека как вида
|
Г) хозяйственно-бытовая
|
4. удовлетворение потребностей членов семьи в любви и дружбе
|
|
5. обеспечение материальных условий жизнедеятельности домочадцев
|
3)
Понятие
|
Определение
|
1. Свобода
|
A. Понятие, в котором изначально подчеркивалось значение образованности и таланта как важнейших проявлений и показателей человечности, само ценности человеческой личности, ее выдвижения и возвеличивания.
|
2. Волюнтаризм
|
Б. Одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, интересами и целями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
|
3. Фатализм
|
В. Признание примата воли над всеми проявлениями духовной жизни человека, включая мышление, признание произвольности всех человеческих поступков.
|
4. Гуманизм
|
Г. Система взглядов, предопределяющая ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой (в мифологии и язычестве), то ли волей Бога (в христианстве и исламе), то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими.
|
4)
Тип темперамента
|
Его характеристика
|
1) флегматик
|
А) «горячий продуктивный деятель»
|
2) меланхолик
|
Б) «боевой, задорный, легко раздражающийся тип»
|
3) холерик
|
В) «упорный труженик»
|
4) сангвиник
|
Г) «человек, теряющийся в новых условиях»
|
III. Заполните схему:
Подходы к изучению общества
|
ЗАДАНИЯ
ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
по учебному предмету «Обществоведение»
11 класс
I. Определите правильный ответ.
- Если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то от чего зависит национальное самосознание?
1) от включенности в элитарную культуру;
2) от знания государственного языка;
3) от чувства причастности к национальной культуре;
4) от свободы слова.
- Назовите человека, который предложил способ разграничения основных типов экономических систем:
1) Рузвельт;
2) Маркс;
3) Гегель;
4) Энгельс.
- Установите соответствие между работами и их авторами:
А) Т.Р. Мальтус
|
1) «Общество и общества: макросоциологический подход»
|
Б) Р. Дарендорф
|
2) «Базисные методы исследования в социальной науке»
|
В) Э. Шилз
|
3) «Опыт о законе народонаселения»
|
Г) Ю. Саймон
|
4) «Элементы теории социального конфликта»
|
- Кто из перечисленных людей является экономистом середины XX века, лауреатом Нобелевской премии?
1) Т. Веблен;
2) М. Фридман;
3) В. Ключевский;
4) Дж. Кейнс.
- Что является основным источником права в наши дни?
1) нормативный правовой акт;
2) юридический прецедент;
3) правовой обычай.
- Что функционирует с целью охраны Конституции РБ?
1) Прокуратура;
2) Конституционный суд;
3) Комитет государственного контроля;
4) КГБ.
- В логический ряд не вписывается понятие:
1) племя;
2) народность;
3) класс;
4) нация.
- Совокупность граждан, имеющих право участвовать в выборах,- это …
- Принцип, согласно которому государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах конституции,- это …
- Сколько условий наличия избирательного права установила Конституция РБ?
1) 3;
2) 2;
3) 4;
4) 5.
11. Термин «конституция» впервые возник в ....
1) Новое время;
2) период Античности;
3) эпоху Возрождения;
4) средние века.
12. Исторически первый способ принятия конституции - ....
1) законодательным органом власти;
2) референдумом;
3) «дарование» монархом;
4) специально созданным для этой цели органом.
13. Для прочности брака необходимо....
1) превосходство мужа;
2) доминирование жены;
3) высокий уровень благосостояния;
4) сходство во взглядах и ожиданиях супругов.
14. Документ, имеющий высшую юридическую силу по
отношению ко всем правовым актам государства, - ....
1) Международный пакт о гражданских и политических правах;
2) Всеобщая декларация прав человека;
3) заключения Конституционного суда;
4) Конституция.
II. Соотнесите: 1)
1) Форма государства
|
А) административно-территориальное строение государства
|
2) Форма правления
|
Б) добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одном союзном государстве
|
3) Форма государственного устройства
|
В) структура высших органов государственной власти, порядок их образования и функционирования.
|
4) Политический режим
|
Г) способ организации и осуществления государственной власти.
|
|
Д) методы и средства, с помощью которых осуществляется государственная власть.
|
2) Что из перечисленного относится к характеристикам:
- Индустриальной цивилизации
2. Традиционного общества
|
А) Общество и природа находятся в состоянии относительного синтеза
|
Б) Главный регулятор общественных отношений – обычаи и традиции
|
В) «Скачкообразный» характер развития
|
Г) Низкий уровень социальной мобильности, иерархичность общества
|
Д) Давление общества над природой, максимальное использование природных ресурсов
|
Е) Регулятором общественных отношений является система писаных норм, изменяемых в соответствии с меняющимися условиями
|
Ж) Высокий уровень социальной мобильности, базирующийся на формальном политическом равноправии
|
3)
Разделы Конституции РБ
|
Названия разделов Конституции РБ
|
1) Раздел I
|
А) Избирательная система. Референдум
|
2) Раздел II
|
Б) Личность, общество, государство
|
3) Раздел III
|
В) Основы конституционного строя
|
4) Раздел IV
|
Г) Президент. Парламент. Правительство. Суд
|
4)
Понятие
|
Определение понятия
|
1) заряжение
|
А) целенаправленный, но логически обоснованный
процесс побуждения человека принять определённые ценности, верования или отношения, который опирается на доверие к разуму человека
|
2) внушение
|
Б) распространение какой-либо деятельности или настроения от одного человека к другому
|
3) убеждение
|
В) воспроизведение человеком образцов демонстрируемого поведения, имеющее важное значение для усвоения жизненного опыта
|
4) подражание
|
Г) целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей посредством речевого сообщения и его некритического восприятия
|
III. Заполните схему.
раскрыть » / « свернуть