Формирование гражданственности и патриотизма через вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Ни для кого не секрет, что все дети по своей природе исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит исследование учащихся новую информацию или ребенок открывает уже известное. Здесь самое ценное – это формирование исследовательских навыков, которые являются «ключом» для всестороннего развития личности учащегося.
На мой взгляд, определяющую роль в формировании гражданской позиции и патриотизма учащихся имеют учебные предметы «История Беларуси» и «Обществоведение».
И моей первоочередной задачей, как учителя истории, является расширение, углубление знаний по истории, формирование национальной, гражданской, культурной идентичности личности учащегося, воспитание любви к родному краю, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.
И в нашей школе созданы все условия для достижения поставленной задачи.
Одним из важнейших ресурсов является школьный музей. И, абсолютно закономерное явление – это использование школьного музея (музейных предметов, информации, экспозиций) и самой музейной среды для вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, что позволяет намного успешнее формировать у школьников чувство патриотизма.
Почему так важен патриотизм? Считаю, что это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Это гордость за свою страну.
Не является исключением, и наша Костюковщина. Нам есть чем гордиться, есть что показать, о чем рассказать и воспитывать у подрастающего поколения патриотические чувства на лучших примерах, уважения к подвигам и достижениям старшего поколения.
В нашем учреждении образования знакомство с историей и культурой родного края начинается с детского сада и обязательно в партнерстве с родителями.
Праздники, утренники тематические вечера с элементами народного фольклора, народной поэзии, белорусских сказок, обрядов и традиций нашего района, т.е. все те духовные ценности, которые составляют стержень национального характера – являются основой патриотического воспитания.
Дети — самые лучшие патриоты. Наиболее восприимчивы к идеям патриотизма подростки 8–18 лет. И важно максимально эффективно использовать еще один образовательный ресурс – краеведческую работу, в которую мы включаем учащихся с начальных классов.
Важно то, что ученики не только посещают школьный музей, но и активно участвуют в пополнении фонда музея, через участие в исследовательской работе, связанной с историей родного края.
Мы, по праву, гордимся нашим школьным краеведческим музеем. Музей является победителем конкурса школьных музеев «Истоки моей Костюковщины» в 2018 году, а в 2019 году занял второе место в районном этапе областного конкурса «Сохраним наследие родного края».
Результаты своей исследовательской работы ученики демонстрируют на уроках и мероприятиях, связанных с историей родной деревни и района, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике, участии в районных, областных, республиканских и международных конкурсах, популяризируя Беларусь.
Примером тому служат достижения учащихся:
– Терешенков Никита победитель областного конкурса «Дорогами памяти», лауреат международного исторического конкурса «За кадром: от истории семьи к истории общества»
– Бабков Никита – победитель районного конкурса исследовательских работ, лауреат международного исторического конкурса «За кадром: от истории семьи к истории общества»
– Хроменкова Анастасия Победитель конкурса «Краеведы Могилевщины» и конкурса исследовательских работ «Малая радзіма вялікіх людзей».
– Яковчик Дмитрий победитель районного конкурса исследовательских работ, победитель районного конкурса научных исследовательских краеведческих работ, победитель районного этапа героико-патриотической акции «Великой Победе – 75!»
В 2019 году – Королев Эдуард стал победителем областного конкурса работ исследовательского характера и конкурса исследовательских работ «Малая радзіма вялікіх людзей».
Убежден, учитель всегда должен личным примером вдохновлять своих учащихся, поэтому я также являюсь активным участником различных конкурсов:
Копытинские чтения (2019 г., 2020г.), Московская международная конференция высшего педагогического мастерства (2019 г.), II Международный научно-педагогический конкурс «Педагогическое призвание» в номинации «Патриотическое воспитание» диплом Iстепени, Республиканский конкурс музеев учреждений образований «Во славу общей победы» диплом IIстепени (2020 г.).
На территории деревни Белынковичи находятся две братских могилы, один обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Наши ребята поддерживают в должном порядке эти святые места, также оказывают посильную помощь одиноким, пожилым людям. Дети навещают, помогают им по мере необходимости. Не забывают о них и в дни праздника: организуют встречи, с интересом слушают рассказы, поздравляют.
Таким образом, в нашем учреждении образования ведется целенаправленная работа по обучению и воспитанию учащихся. Определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится и решается задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, развитие нравственных качеств личности, воспитания любви к Родине на примерах истории родной деревни, района. И не даром тема первого урока в прошлом году «Я вырос здесь, и край мне этот дорог».
раскрыть » / « свернуть