Дидактический сценарий урока «Наш край в 1917 г. – начале XXI в.» в 9 классе. Тема: «Огненные берега Беседи»
Место проведения: Белынковичский историко-краеведческий школьный музей.
Цель урока: ознакомление с героизмом советских партизан и подпольщиков на оккупированной территории Костюковичского района в годы Великой Отечественной войны.
Задачи урока:
Учащиеся по результатам освоения нового материала будут
знать: основные события из истории народной борьбы против немецко-фашистских захватчиков на территории района и даты; фамилии руководителей партизанских отрядов и подпольных групп.
уметь: характеризовать исторические события и явления в 1941 – 1943 гг. с использованием материалов краеведческого музея, выдержек из исторических документов.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма: урок-путешествие.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: презентации, учебные сообщения, экспонаты краеведческого музея, музыкальное сопровождение.
Ход урока
- Организационный этап. Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок, говорит о теме урока и предстоящей работе по освоению нового материала.
Говорит о том, что урок будет проведен в форме путешествия в прошлое и предлагает учащимся пройти по нескольким маршрутам.
Представляет их:
1. Познакомиться с зарождением партизанского движения на Костюковщине.
2. Узнать историю отряда «За Советскую Беларусь».
3. Познакомиться с боевыми действиями 2-й особой Клетнянской партизанской бригады.
4. Узнать о боевом пути 5-й Клетнянской партизанской бригады.
Класс делится на 2 команды – «теоретики» и «практики» и отправляется в путь. Использую такой прием, как закрытие глаз перед каждым новым маршрутом (звучит фоновая музыка). Учащиеся прибывают на 1-й маршрут.
Маршрут № 1. «Зарождение партизанского движения на Костюковщине».
«Теоретики» знакомят учащихся с заранее подобранным материалом. Демонстрируют презентацию.
Задание для «практиков» - «Восстанови документ». Учитель вводит учащихся в суть проблемы и говорит о том, что со временем документы портятся. Время не пощадило и наш документ. Предлагает учащимся его отреставрировать.
Документ: С осени (1941) года начинается борьба с (немецко-фашистскими) захватчиками на Костюковщине. Рядом с деревней Трусок зародился партизанский отряд («За Советскую Беларусь»), деревня (Белынковичи) была укреплённым пунктом немцев, так как располагалась на железнодорожной ветке (Кричев – Унеча), которая отыгрывала важную роль в обеспечении войск вермахта. Жители деревни Белынковичи и прилегающих деревень оказывали активную помощь (партизанам и подпольщикам).
Учитель оценивает работу, благодарит учащихся и предлагает отправиться на следующий маршрут.
Маршрут № 2. «Отряд «За Советскую Беларусь». «Теоретики» знакомят учащихся с подобранным материалом об отряде «За Советскую Беларусь» с презентацией.
Задание для «практиков» – приём «Капкан времени». Учитель поочерёдно подносит учащимся мешочек, из которого они извлекают листок с вопросом, на который должны ответить индивидуально. Если учащийся не справляется со своим вопросом, то на помощь ему приходит «теоретик». Учитель осуществляет координационную, контролирующую и оценочную деятельность. Примерные вопросы: Когда началось формирование отряда «За Советскую Беларусь»? Какие партизанские группы стали основой для его создания? По каким причинам отряд покинул территорию Беларуси? В состав какого партизанского формирования отряд вошел в дальнейшем?
Учитель: оценивает работу, благодарит учащихся.
Физкультминутка
Далее учитель предлагает отправиться на следующий маршрут.
Маршрут № 3. «2-я особая Клетнянская партизанская бригада».
«Теоретики» зачитывают подобранный материал с презентацией.
Задание для практиков – «Битва эрудитов». Учащиеся делятся на 2 команды, составляют ряд вопросов и задают своим соперникам. Учитель осуществляет координационную, корректирующую и оценочную деятельность. Примерные вопросы: В каком месте зародилась бригада? Почему у неё такое название? Что значило в названии слово «особая»? Кто был командиром? Кто руководил операцией по подрыву моста у деревни Белынковичи весной 1943 года? Какую военную хитрость использовали партизаны?
Учитель: оценивает работу, благодарит учащихся и предлагает отправиться на следующий маршрут.
Маршрут № 4. «5-я Клетнянская партизанская бригада».
«Теоретики» зачитывают подобранный материал с презентацией.
Задание для «практиков» - «Дневники тайн». Под музыку учащиеся передают дневник. На ком остановилась музыка, тот должен назвать имя командира отряда, комиссара, начальника штаба. Если учащийся не справляется с заданием, он выбывает. Учитель осуществляет координирующую, контролирующую и оценивающую деятельность.
Учитель благодарит учащихся за выполнение задания, проводит физкультминутку (звучит музыка), предлагает вернуться к началу маршрута.
Рефлексия. «Древо славы». Предлагает учащимся выбрать звезду (красная – хочу узнать больше о истории партизанского движения родного края, жёлтая – мне было интересно узнать о партизанском движении родного края, синяя – надо поработать над знаниями о родном крае) и разместить на дереве. Красную – вверху, жёлтую – на стволе дерева, а синюю – внизу.
Подведение итогов. Выставление и комментирование отметок за урок. Оценка может быть устной, словесной – вы молодцы, я доволен, я хотел бы поблагодарить, особенно отметить…Благодарит учащихся!
раскрыть » / « свернуть